На "Болдинской осени - 2013" состоялся заключительный концерт

Сегодня в Нижегородском театре оперы и балета завершил свою работу ХХVII Всероссийский Пушкинский фестиваль оперного и балетного искусства "Болдинская осень". Большой театральный праздник венчал заключительный концерт.

Этим вечером перед зрителями выступили и нижегородские артисты, и их коллеги из других городов России, и музыканты из Южной Кореи. Арии и сцены из известных опер, адажио и па-де-де из любимых зрителями балетных постановок, романсы на стихи Пушкина - репертуар концерта был рассчитан на самого взыскательного зрителя.

- Фестиваль "Болдинская осень" с каждым годом набирает силу, - уверена лауреат Всероссийского и Международных конкурсов, дважды лауреат премии "Творческая удача", лауреат премии Нижнего Новгорода Татьяна Гарькушова. - Каждый раз это волнующий праздник, который вызывает неизменный интерес зрителя.

- Атмосфера настоящего театрального праздника, внимательные, чуткие зрители, все это настраивает артиста на то, чтобы показать себя как можно полнее, с самой наилучшей стороны, - сказала лауреат Международного конкурса актриса Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Ольга Полторацкая.

Гости из Южной Кореи - четыре прекрасных сопрано и дирижер, профессор Но Тай Чол - привезли на "Болдинскую осень" свой музыкальный подарок.

- Мы любим поэзию Пушкина, мы решили сделать такой музыкальный подарок Пушкинскому фестивалю, - сказала певица из Южной Кореи Ким Юн Хи. - В нашем репертуаре арии из опер Пучинни, Дворжака, Верди. Кроме этого мы приготовили самую известную народную корейскую песню "Ариранг".

- Мы впервые в России, впервые на театральном фестивале "Болдинская осень", нам здесь очень интересно, музыкантам общаться между собой можно даже не зная языка, достаточно знать ноты, но теперь мне захотелось больше узнать о России и хотя бы немного выучить русский язык, он очень красивый, - добавила певица Пак Мин Юн.

По мнению директора Нижегородского театра оперы и балета Анны Ермаковой, "Болдинская осень" 2013 года получилась яркой, запоминающейся.

- Нам удалось сделать все, что было запланировано, все сложилось самым наилучшим образом, - сказала Ермакова.

Анна Дмитриевна, что было самым сложным? Организация фестиваля, его проведение или что-то еще, что совсем не заметное для зрителя?

Анна Ермакова: Каждый раз в рамках Пушкинского фестиваля мы проводим научно-практическую конференцию. Это достаточно смелый шаг со стороны театра, потому что мы выставляем себя на обсуждение театральным критикам или даже на растерзание им. Объясню, зачем мы так рискуем, ведь от критиков, не наших, нижегородских, замечу, а столичных, можно услышать и много нелицеприятного. Театр жив, пока осмысленно играет свою роль в культурном пространстве. Театр может не только развиваться, он может и деградировать. Много лет проводя один и тот же фестиваль, можно стать ретроградом, а можно идти вперед, но при этом растерять все традиции, так что от того изначального фестиваля не останется ничего. Мы стараемся в первую очередь сохранить традиции, не понижать культурного уровня театра, но при этом мы открыты новому, надо только найти для этого нового удачное расположение.

Не понижая культурную планку, можно ли в сегодняшних условиях не только сохранить зрителя, но еще и приобрести новых, из молодого поколения?

Анна Ермакова: Зрителя надо растить, воспитывать. Насильно полюбить классику нельзя, но привить любовь можно. Мы уже много лет сотрудничаем с нижегородскими вузами, если не воспитать зрителя, то можно его просто потерять. В рамках этой "Болдинской осени" был организован концерт в Нижегородском лингвистическом университете. Наши гости - музыканты из Южной Кореи - выступили перед студентами. Благодаря фестивалю талантливый человек, народный артист России бас Виктор Григорьев провел уникальный мастер-класс. Уже не одно десятилетие мы сотрудничаем с нашим театральным училищем. Балетные классы нашего театра - это и их учебные классы. В 11-13 лет дети уже делают свои первые шаги на сцене. Когда приходит время выпускных экзаменов, наши мальчики и девочки уже не боятся сцены, уверенно держатся перед зрителем. Многие выпускники Нижегородского театрального училища сейчас танцуют в труппе нашего театра.

Есть ли у театра репертуарная политика? Есть ли что-то, от чего театр отказывается осознанно?

Анна Ермакова: Мы стараемся ставить достаточно целомудренные спектакли. У нас практически все спектакли можно рассматривать, как постановки для семейного просмотра. Есть спектакли, которые с интересом смотрят даже самые маленькие зрители, на другие приходит много родителей с детьми-подростками. Пошлости и непрофессионализму нет места на сцене нашего театра, это то, от чего мы отказываемся осознанно. Но это не означает, что мы косные, что относимся ко всему новому агрессивно. Это точно не о нашем театре. В этом году мы взялись за постановку уникального, на мой взгляд, не только для Нижнего Новгорода, но для всей России спектакля "Коко Шанель. Страницы жизни" на музыку Эдуарда Фертельмейстера. Зрители увидят его весной 2014 года. Впереди много интересного, здесь на "Болдинской осени" мы обсуждали возможность новых проектов. Нижегородский театр оперы и балета и Марийский театр оперы и балеты готовят большой совместный проект "Кармина Бурана". Пока рано говорить о нюансах, но это будет что-то грандиозное.