Эксперты: Давление Брюсселя на Киев можно назвать беззастенчивым

Решение украинского Кабинета министров о приостановке процесса подготовки к подписанию соглашения об ассоциации с Европейским союзом вызвало массу откликов как внутри страны, так и за ее пределами.

На причинах правительственного решения еще раз, развернуто, остановился премьер Николай Азаров в эфире центральных телеканалов. В частности, он заявил, что приостановка носит тактический характер и что к вопросу подписания соглашения с ЕС можно будет вернуться в среднесрочной перспективе, после улаживания многочисленных спорных моментов.

Главный среди них - невнимание чиновников в Брюсселе к тем потерям, которые понесет из-за подписания соглашения Киев. В первую очередь речь идет о финансовых потерях в торговле с Россией, которая, по словам Азарова, остается главным и стратегическим партнером Украины.

В то время как на западе страны ряд муниципалитетов предсказуемо обещали самостоятельно присоединиться к Европе, Верховный совет Крыма полностью поддержал действия правительства. "Считаем, что данное решение, лежащее вне политической плоскости, носит абсолютно прагматичный характер и направлено на предотвращение эскалации кризисных явлений в экономике и социальной сфере страны.

Крымчане категорически против политики шантажа и неоправданных требований по снижению социальных стандартов, которую в последние месяцы активно проводит в Украине группа чиновников и отставных деятелей Евросоюза", - говорится в заявлении президиума крымского парламента. Компартия Украины при необходимых трех миллионах собрала 3,5 миллиона подписей в поддержку проведения всеукраинского референдума о вступлении Украины в Таможенный союз.

Олег Бондаренко, директор Российско-Украинского информационного центра:

- Пить шампанское по поводу остановки движения Украины в Европу пока рано. Напиток европейский, и с газом. Процесс подготовки к подписанию соглашения об ассоциации приостановлен, но не прекращен. ЕС, с одной стороны, зовет Украину за стол переговоров, в Вильнюс, а с другой - не останавливает давления на Украину, и, более того - открывает новую карту в игре - "евромайдан". Заявления о том, что народ Украины должен сам подтвердить свой европейский выбор, который Европа тоже поддерживает, более чем красноречивы и провокативны. Давление Брюсселя на Киев можно назвать попросту беззастенчивым. Чего стоит заявление пресс-секретаря министра иностранных дел Литвы о том, что формат трехсторонней комиссии по Украине Европу не устраивает. От Украины эту идею предложил премьер-министр, в России ее поддержал президент, а в ЕС от нее отказался пресс-секретарь министра в одной из самых маленьких стран. Украину таким способом просто публично унижают.

На этом фоне Европе и России сегодня не хватает позитивной повестки, каких-то хороших новостей. И Украина могла бы стать пунктом такой повестки. Но сейчас политический мейнстрим в Европе определяют отнюдь не симпатии к России. Есть во всей этой истории важное наблюдение. Россия в последние годы подходила к отношениям с Украиной исключительно с точки зрения логики бизнеса. А нужна была еще какая-то геополитическая стратегия, затратная гуманитарная политика, трансляция некоего российского, евразийского мессианства. Этой функции в отношениях явно не хватает, она по большому счету отсутствовала. Европа же действовала иначе. В украинских СМИ сегодня правят бал идейные евроинтеграторы, и на повестке только евроинтеграционная, романтическая повестка. Сближение с родственной Россией их стараниями уже не рассматривается обществом как нечто реальное, в отличие от сближения с Европой, ментально и идейно чуждой.

Дмитрий Джангиров, политический аналитик:

- Новостная пауза после решения правительства Украины не должна обманывать. Контакты с Европой на экспертном уровне вряд ли прекратились. Заметно и то, как Европа после первой реакции обиды поменяла риторику в отношении Украины. Виктора Януковича уже во что бы то ни стало ждут на саммите в Вильнюсе. В этой дружелюбной риторике есть важный момент - интерес некоторых европейских политиков и особенности логики евробюрократов. Ведь на программу Восточного партнерства было истрачено 6,6 миллиарда евро, большая по европейским меркам сумма. Причем в самих странах партнерства, в той же Украине, осталась малая часть этой суммы - стоимость немногочисленных проектов здесь исчислялась тысячами, максимум - десятками тысяч евро. Все остальные деньги остались в Брюсселе. Но это их проблемы, важно, что эти миллиарды были потрачены впустую. Из шести стран партнерства только Украина дошла до этапа подписания соглашения и то остановилась. Молдавия и Грузия, может быть, парафируют тексты своих соглашений, но парафирование - это ничто, Украина сделала это еще полтора года назад. И здесь ко многим политикам, отвечающим за программу - к тому же Фюле и Квасьневскому, могут возникнуть вопросы от оппонентов в преддверии выборов в Европарламент. Например, такие: где деньги, и почему Тимошенко не на свободе.

На деле самое важное в нынешней ситуации - это заявление канцлера Германии Ангелы Меркель о желании обсудить с президентом Владимиром Путиным - без Киева и Брюсселя - вопросы, связанные с Украиной, и в целом ситуацию на постсоветском пространстве. Компромисс предложено искать напрямую, между реальными игроками и центрами силы. Каким будет итог этого разговора - предсказать не берусь.