25.11.2013 21:55
    Поделиться

    Куда можно улететь за три с половиной цента

    Ирландская бюджетная авиакомпания Ryanair объявила о начале полетов в Россию в марте 2014 года. Как следует из опубликованной на сайте Росавиации официальной ноты МИД Ирландии, крупнейший в Европе лоукостер будет выполнять рейсы в Дублин из Москвы и Петербурга и обратно.

    Бюджетные авиакомпании предлагают пассажирам дешевые перевозки взамен на отказ от большей части дополнительных услуг. Так, в большинстве лоукостеров - единый пассажирский класс, в стоимость билета не включено питание на борту, билеты можно заказать только через интернет, а в парке компании - только один тип самолетов, чтобы сэкономить на обслуживании судов и обучении персонала. В России такая бизнес-модель пока приживается с трудом - примеров успешно развивающихся отечественных бюджетных авиакомпаний история еще не знает. "РГ" решила вспомнить пять самых успешных лоукост-авиакомпаний мира.

    Только "Боинги"

    Американский бюджетный перевозчик Southwest Airlines - крупнейшая авиакомпания в США и мире по количеству перевезенных пассажиров. Ее предшественником была Pacific Southwest Airlines - первая авиакомпания-дискаунтер, выполнившая первый бюджетный рейс 6 мая 1949 года. Southwest Airlines летает с 1972 года, базируется в Далласе (штат Техас), и выполняет в основном внутренние рейсы более чем по 96 направлениям в 41 штате, также летает в Пуэрто-Рико и пять ближайших к США стран. Компания является крупнейшим заказчиком самолетов Boeing 737: в парке перевозчика 547 машин, и все они - модификации только этой модели. Каждый день авиакомпания выполняет более 3200 рейсов. Из минусов этого дискаунтера российские пассажиры называют перелеты с большим количеством остановок - "не авиакомпания, а автобус какой-то". Интересно, что среди 45 тысяч сотрудников Southwest Airlines образовалось 1355 семейных пар.

    To Dublin

    Основанная ирландским миллионером Райаном Ryanair, выходящая на российский рынок авиаперевозок в марте 2014 года - крупнейший лоукостер Европы. Авиакомпания  эксплуатирует только одну модель самолета -Boeing 737-800: в парке компании 303 таких машины, средний возраст которых составляет около 5 лет.

    Перевозчик считается одним из самых надежных в мире - с момента основания в 1985 году на счету Ryanair не было ни одной аварии с человеческими жертвами, правда, в прошлом году участились случаи экстренных посадок самолетов авиакомпании из-за недостатка топлива на борту. Различные способы экономии на авиакеросине - один из общепринятых среди дискаунтеров путей удержания низкой стоимости билета, а Ryanair, кроме того, часто пользуется аэропортами, находящимися на достаточном удалении от города - такое неудобство для пассажиров тоже позволяет удешевить билет. Из ближайших к России стран - компания летает в Польшу и Прибалтику.

    "Легкий самолет"

    Британская EasyJet - один из крупнейших мировых лоукостеров, который летает в Россию: c марта 2013 года "Аэробусы" перевозчика курсируют между московским Домодедово и лондонским Гатвиком, также выполняются рейсы и в Манчестер. Компания работает с 1995 года, начинала с двух самолетов - самых массовых, старых добрых Boeing-737, а теперь, спустя 18 лет, в парке компании 195 машин Airbus-319 и 320, которые перевозят пассажиров более чем по 300 направлениям в 34 странах Европы и Северной Африки.

    Российские пассажиры, успевшие слетать на туманный Альбион самолетами EasyJet, отмечают придирчивость персонала к ручной клади: экипаж строго следит за тем, чтобы на борт проносилось не более одной сумки на человека, ограничены и габариты вещей (пляжный зонт могут заставить выкинуть). Это тоже один из нюансов в бизнес-модели дискаунтеров: чем легче самолет, тем ниже расход топлива, и соответственно, стоимость билета. Кроме того, для многих не привыкших к лоукост-перевозкам россиян становится неожиданностью необходимость платить за услуги, которые в авиакомпаниях с полным сервисом предоставляются как сами собой разумеющиеся - провоз багажа, еда и даже вода на борту.

    Улететь за три с половиной цента

    На просторах Азии самой большой бюджетной авиакомпанией считается Air Asia - базирующийся в малазийском Куала-Лумпуре перевозчик, который выполняет рейсы более чем по 400 направлениям - в Индонезию, Малайзию, Сингапур, Тайланд. Компания является основным заказчиком самолетов Airbus  - флот Air Asia составляют суда исключительно этой марки. В 2010 году компания имела самую низкую цену на авиабилет - километр перелета стоил всего три с половиной цента за место. Четыре раза - в 2007, 2009, 2010 и 2011 годах Air Asia присуждалось звание лучшей бюджетной авиакомпании мира. Российские пассажиры отмечают, что с учетом всех допуслуг (еда, напитки, багаж) цены у азиатского перевозчика чуть выше, чем у других лоукстеров, зато здесь "самые красивые стюардессы".

    Через Шарджу

    Air Arabia - крупнейший дискаунтер на Ближнем Востоке, выполняющий рейсы в 76 городов арабских стран, стран Африки, Азии и даже на Украину и в Россию. Арабский перевозчик отличается от других лоукостеров тем, что предлагает рейсы с пересадкой в базовом аэропорту Шарджи - третьем по величине городе Объединенных Арабских Эмиратов, административном центре одноименного эмирата.

    Компания создана в 2003 году указом шейха Султана бин Мухаммеда Аль-Касими III, и приносит владельцам прибыль с первого года работы. Air Arabia имеет три "дочки" - в Непале, Египте и Марокко, планировалось и создание дочернего предприятия в Иордании, но от этого проекта пришлось отказаться - в регионе шла война и выросли цены на топливо. Флот компании по сравнению с мировыми лидерами лоукост-перевозок небольшой: всего 26 Airbus A320. Некоторые российские пассажиры жалуются на "галдеж" стюардесс при продаже еды, напитков и газет на борту самолетов.

    А у нас…?

    Обе российские лоукост-авиакомпании - SkyExpress и "АвиаНова" - разорились буквально за несколько лет существования (летали с 2006 по 2011 и с 2009 по 2011 годы соответственно). SkyExpress полностью вошла в состав "Авиалиний Кубани" и прекратила регулярные пассажирские перевозки, а "Авианова" была попросту признана банкротом.

    В августе 2013 года крупнейший российский авиаперевозчик "Аэрофлот" зарегистрировал лоукостер "Добролет", который начнет летать весной 2014 года из Москвы в Екатеринбург, Самару, Калининград, Петербург и Сочи на восьми Boeing-737, в дальнейшем географию полетов и парк воздушных судов планируется расширить. Создатели компании обещают, что стоимость билетов будет на 40 процентов ниже обычного.

    Поделиться