Эксперт: Образовательные учреждения должны разработать политику энергосбережения

В конце 2012 года Министерством образования и науки РФ был разработан Ведомственный стандарт администрирования процессов и структур целостного создания и развития энергоменеджмента для повышения энергоэффективности системы профессионального образования Российской Федерации. Этот стандарт объединил лучшее, что может предложить система энергетического менеджмента по стандарту ISO 50001 с учетом наших отечественных реалий, и в первую очередь нашего законодательства, а также приоритетов в реализации деятельности по энергоэффективности и энергосбережению в образовательных учреждениях.

Под целостным энергоменеджментом подразумевается система управления энергоресурсами на основе разработанного ведомственного стандарта с использованием цикла PDCA (в русском варианте он звучит как "планируй, делай, проверяй, улучшай"). Он включает в себя: разработку политики энергосбережения для образовательного учреждения, назначение энергоответственного, определение энергетической базовой линии, проведение регулярных энергетических обследований, формирование программ по энергосбережению, их реализацию и систему контроля. Таким образом, мы имеем целостный цикл энергоменеджмента, который должен регулярно контролироваться и корректироваться на каждом этапе его реализации.

Прежде всего образовательное учреждение должно разработать политику энергосбережения. Как правило, это короткий текст, содержащий обязательства, которые берет на себя образовательное учреждение в области энергосбережения.

Затем должны быть назначены энергоответственные. Требования к ним очень высоки, также велик объем знаний, которыми должны обладать энергоответственные. Их подготовка должна носить целостный характер. В процессе получения образования обучаемому энергоответственному необходимо сформировать свою индивидуальную технологию продуктивного целостного мышления для будущих условий профессиональной работы. Другими словами, для решения каждой конкретной профессиональной проблемы будущему энергоответственному надо научиться перерабатывать знания, получаемые по изучении различных дисциплин, и формировать новое знание, пригодное для целостного продуктивного решения данной проблемы.

Работник, обладающий целостностью мышления и практики, умеет инвентаризировать имеющиеся знания, выделить из них полезные, преобразовать их в целостный комплекс моделей знания и технологий их практического применения для решения поставленной проблемы. Продуктивность мышления и практики позволяет работнику создать новый комплекс моделей знания и технологий, наилучшим образом отвечающий конкретной проблеме.

Такое мышление позволит ему интегрировать свои знания для решения проблем энергосбережения и повышения энергоэффективности (создание комплекса моделей знания и технологий) и дифференцировать их для решения отдельных задач энергосбережения и повышения энергоэффективности (применение определенных моделей знания и технологий из данного комплекса). Энергоответственный в сотрудничестве с руководителем образовательного учреждения определяет энергетическую базовую линию. В настоящий момент она задается 261-ФЗ и Приказом N 309 по Министерству образования и науки РФ, поставившими задачу сокращения потребления энергии на 3% ежегодно, то есть на 15% до 2015 г.

С целью реализации поставленных задач все образовательные учреждения должны с периодичностью раз в пять лет проводить энергетическое обследование. По результатам его разрабатывается программа внедрения энергосберегающих мероприятий, предусматривающая постоянный контроль показателей и их корректировку на основе полученных результатов. Таким образом, мы имеем дело с целостным процессом управления энергосбережения в образовательном учреждении. Именно такой подход задается ведомственным стандартом Минобрнауки России. И мы надеемся, что его внедрение позволит более эффективно управлять энергоэффективностью образовательных учреждений.