ГЧП поможет добиться экономии по коммунальным платежам

Государственно-частное партнерство является реальным инструментом в решении вопросов энергосбережения, который апробирован во многих странах. Его применение подразумевает активное участие бизнеса в реализации проектов, направленных на снижение энергопотребления.

СЕЙЧАС далеко не все образовательные учреждения имеют достаточные средства и высококвалифицированный персонал для того, чтобы сформировать и внедрить эффективную программу энергосберегающих мероприятий, которая бы дала существенную экономию ресурсов и средств. Для этого существуют специализированные энергосервисные компании (ЭСКО), готовые не только провести все необходимые мероприятия, но и взять на себя их финансирование. Благодаря этому можно решить сразу две актуальные задачи: сократить потребление энергии и заменить устаревшее оборудование.

В проекте федерального закона о государственно-частном партнерстве, подготовленном Министерством экономического развития Российской Федерации, прописаны основные возможности для развития экономики РФ, в том числе применительно к сфере энергосбережения и энергоэффективности.

Все основные модели реализации подобного партнерства строятся на таких основных существующих сегодня формах взаимодействия, как энергосервисный контракт, концессионные и лизинговые соглашения.

За те несколько лет, которые прошли с момента принятия 261-ФЗ "Об энергосбережении..." образовательные учреждения максимально внедрили организационные и беззатратные энергосберегающие мероприятия. При этом реализация серьезных технических решений, требующая вложения значительных средств, сегодня происходит не достаточно активно. Поэтому вопросы внедрения государственно-частного партнерства в нашей стране становятся все более актуальными.

В связи с чем принятие закона о ГЧП должно оказать максимально положительное влияние на привлечение частных капиталов к реализации энергоэффективных мероприятий в государственных организациях. Министерство образования и науки РФ в рамках своей компетенции уделяет большое внимание развитию эффективных форм и моделей реализации ГЧП в сфере энергоэффективности в образовательных учреждениях, в том числе на уровне субъекта РФ. До конца 2013 года будет завершена работа по формированию наиболее эффективной модели взаимодействия всех участников ГЧП на уровне региона.

Результативность уже реализованных энергосервисных контрактов, в том числе заключенных с образовательными учреждениями, не оставляет сомнений в правильности выбранного пути по достижению показателей эффективности бюджетных учреждений, установленных федеральным законом.

Основная выгода энергосервисных контрактов заключается в том, что практически сразу после монтажа оборудования заказчик начинает расходовать меньше электричества, тепла, воды и других ресурсов. Благодаря этому возникает ощутимая экономия на коммунальных платежах. По законодательству образовательные учреждения могут направлять сэкономленные средства на собственные нужды, включая увеличение фонда заработной платы ответственных за энергосбережение. Финансовая стимуляция приводит к более чуткому контролю за реализацией энергосберегающих проектов и, как следствие, к максимальной эффективности от их внедрения.

В среднем энергосервисные контракты заключаются на срок от 6 месяцев до 5 лет. В связи с долгосрочностью отношений, возникающих при заключении энергосервисных контрактов, проводимая работа в сфере совершенствования механизмов ГЧП позволит обеспечить дополнительные гарантии как для инвесторов, так и для лиц, выступающих на стороне публичного партнера