Главная сериальная премьера недели - телефильм "Убить Сталина" (с 25 ноября в 21.30) от режиссера Сергея Гинзбурга.
Это исторический детектив. Действие начинается осенью 1941 года, когда немецкие войска стоят под Москвой, а руководитель спецотдела НКВД Иван Бережной (Александр Домогаров) пытается вычислить, как немцы собираются организовать покушение на Сталина. Именно такие сведения получила советская разведка. Известно также, что для выполнения задания по уничтожению руководителя СССР в рядах вражеской армии сформировали спецотряд из лучших офицеров Абвера, некоторые из которых уже внедрились в ряды красноармейцев, а возглавляет эту спецоперацию майор немецкой разведки Мартин Хесс (Михаил Пореченков).
Режиссер фильма Сергей Гинзбург признается, что, изучая историческую подоплеку сюжета, он не нашел подтверждения факту, что покушение на Сталина когда либо было совершено. Однако сценарная группа нашла много свидетельств тому, что подобные покушения готовились и разнообразные планы циркулировали в секретных разработках немецких военных начальников.
- В центре нашего повествования - некое управление, в котором работает группа, предотвращающая убийство Сталина. Она могла сидеть в любом месте Москвы, в любой комендатуре, - рассказывает Сергей Гинзбург.
Пока работает группа Бережного, в секретных лабораториях СССР ведется разработка новейшего вещества - ускорителя. С его помощью можно увеличить силу любого взрывного устройства в несколько десятков раз. Когда вещество практически готово и прошло первые испытания, оно исчезает из лаборатории - и это новая задача для команды Бережного.
- Я думаю, наша история основана на реальных событиях, или на тех, которые выглядят как абсолютно реальные, - говорит исполнитель роли Бережного Александр Домогаров. - Наши герои ходят по лезвию. В некоторых сценах мой герой снимался вместе с Берией. Я попробовал себе представить, что для моего героя значили слова Берии: "Ты что себе позволяешь?!". Мне отец рассказывал, как его в 1946-м году попросили положить партбилет на стол… В то время это означало "вышку". Папа сказал, что он побелел, похолодел весь внутри. Тогда фразы типа "положите партбилет на стол", "что вы себе позволяете!" означали конец всему.
- Когда мне предложили сыграть роль немецкого разведчика, я слегка озадачился: где немец и где я? - вспоминает Михаил Пореченков. - Но мы копнули историю поглубже и выяснили очень интересные факты. Наверно, мой герой самый честный и прямолинейный. И чем-то он похож в этой прямолинейности с героем Домогарова. Они похожи, но находятся на разных полюсах. Мы даже нашли прототипа моего героя. Был вполне реальный человек, первый заместитель Отто Скорцени, который жил в Петербурге. Весь его род приехал в Россию еще с Петром I и осел в Петербурге. Дед этого человека командовал крейсером "Ослябя" во время Цусимской битвы - последнего решающего сражения в русско-японской войне. В 1940 году он поступил добровольцем в знаменитый полк "Бранденбург-800", готовивший диверсантов для заброски на вражескую территорию, одно из подразделений которого возглавлял Отто Скорцени. Фон Фелькерзам был талантливым разведчиком, занимался серьезной диверсионной деятельностью. Мы нашли его фотографии - и он действительно оказался похож на русского. Ну а на кого он должен был быть похож, если его готовили для заброски в наш тыл?
27 ноября 60-летие отмечает Борис Гребенщиков. В этот день в 22.45 на телеканале "Россия-Культура" - премьера документального фильма Ники Стрижак "Смыслы Бориса Гребенщикова".
- Мне нравится, когда меня не принимают, мне нравится никому не быть своим, поэтому я в жизни никогда никому ничего не обещаю, - говорит в интервью Борис Гребенщиков. - Если мне что-то нравится, я стараюсь этим делиться. Я не знаю такого слово "музыкант", у меня нет такой профессии. Для меня это не работа - это мое бытие. "Аквариум" - это группа, где нет главного. Мы не занимаемся искусством, мы занимаемся творчеством. То, что мы делаем, это так или иначе для людей, поэтому чужое мнение так или иначе действует, но если мы будем на него ориентироваться, то точно никогда ничего хорошего не сделаем.
Самыми лучшими своими песнями Гребенщиков считает те, что написаны в последнее время, "потому что если писать песню, которая заведомо хуже того, что делал раньше, как бы не имеет смысла ее писать. Поэтому каждая новая песня по определению должна быть лучше всего остального, что я делал. В таком случае имеет смысл петь самые лучшие песни, то есть самые последние".
Гребенщиков признается, что предпочитает играть в маленьких залах и не очень любит выступать на стадионах: "Для меня атмосфера паба идеальна. В стадионах тоже есть своя прелесть, но творчеством там и не пахнет. Я много раз видел любимых мною людей, играющих на стадионах, где на огромном пространстве видны только маленькие фигурки, а музыки не слышно, где бы ты ни стоял. На стадион, мне кажется, люди приходят, чтобы принять участие в массовом ритуальном общении друг с другом".
- По тому, что человек слушает, можно сказать, что это за человек, - продолжает Гребенщиков. - Человечество всю свою жизнь вырабатывает примеры хорошего вкуса, которые мы считаем венцом человеческой деятельности, будь то музыка, философия, искусство, книги. Человек, который к ним причастен, рано или поздно начнет сравнивать то, что там написано, с собой. И придет к выводу, что либо я лучше, либо они. Но, по крайней мере, сможет сделать этические выводы по поводу того, как он себя ведет. Искусство существует для того, чтобы научить нас вести себя в жизни. Потому что важно не искусство, а наша жизнь. Но мы все время об этом забываем.
29 ноября в полночь на Первом канале - концерт "Огонь Вавилона".
26 ноября в 0.10 на Первом канале - документальный фильм "В одном шаге от Третьей мировой". Это фильм-воспоминание Георгия Никитовича Большакова, который в 60-е годы, будучи сотрудником главного разведуправления СССР, работал в США журналистом.
В это время Советский Союз под руководством Никиты Хрущева теснит Америку на мировой арене. Между СССР и США разгорается ядерно-ракетно-космическое противостояние. Молодой президент Джордж Кеннеди санкционирует попытку вторжения на Кубу контрреволюционных сил и терпит поражение. К тому же в Европе резко обостряется берлинский вопрос и на карту ставится международный престиж Америки. Президент США и министр юстиции страны Роберт Кеннеди в обход военных и ФБР планируют через частное лицо довести до сведения Хрущева свои проблемы, конфиденциально объяснить, почему они вынуждены принимать то или иное решение и в то же время прощупать позиции Кремля.
Посредником становится Георгий Большаков, который имеет "выходы" через своего близкого друга Алексея Аджубея - зятя Хрущева, на первую семью в советском государстве.
На неделе в дневном эфире Первого канала - премьера ток-шоу "Они и мы" (с 25 ноября в 15.15) с ведущими Екатериной Стриженовой и Александром Гордоном. В центре разговора - единство и борьба противоположностей, неразрешимые противоречия и попытки найти взаимопонимание между мужчинами и женщинами.
Почему одни и те же слова, сказанные мужчиной и женщиной, зачастую воспринимаются противоположным полом совершенно по-разному? Правда ли, что мужчины логичны, а женщины эмоциональны? Существуют ли механизмы, позволяющие мужчине и женщине понимать друг друга, или это миф?
Гости в студии - женщины и мужчины разного возраста, положения, разных профессий и интересов.
29 ноября в 1.35 на Первом канале документальный фильм об актере и музыканте Хью Лори - "Хью Лори: Вниз по реке", снятый в 2011 году.
В съемках приняли участие такие звезды блюза и джаза Аллен Туссен, Сэр Том Джонс, Ирму Томас, а также группа Хью Лори.
Хью Лори работает над альбомом и постепенно раскрывается перед зрителем. Пронизанный тонким юмором и музыкой фильм - это своего рода пропуск в особый мир, где актер перевоплощается в музыкального критика и рассказывает о выдающихся блюзменах, а заодно знакомит с традициями американского юга. Сидя за рулем винтажного красного Форда, Лори рассуждает о жизни и музыке, делится шутками и любимыми композициями.