Новости

26.11.2013 00:43
Рубрика: Экономика

Гигантов уже поделили

По итогам трех кварталов этого года объем российского рынка факторинга составил 1,3 млрд руб., превысив показатель за аналогичный период прошлого года на 36%. При этом темпы роста снизились почти вдвое, отмечается в обзоре Ассоциации факторинговых компаний (АФК): за три квартала 2012 года рынок вырос по сравнению с 2011 годом на 62%.

Сами участники рынка подтверждают замедление темпов роста, однако отмечают, что оно не стало неожиданным - снижение связано с общим замедлением в экономике и кризисными ожиданиями клиентов факторов, которые заставляют их действовать осторожно.

- Рынок находится не в вакууме - он растет и развивается на фоне общей экономической стагнации в стране и мире, что определенным образом влияет на темпы его роста и развития, - сказал гендиректор ВТБ Факторинг Антон Мусатов. - Что касается результатов 3-го квартала, то традиционно это не самый активный период для факторингового бизнеса из-за периода летних отпусков. Но в то же время на 3-й квартал попадает и сезон возвращения в школу, который сопровождается взлетом продаж в отдельных сегментах рынка - прежде всего это товары для детей, компьютерная техника и др.

Доли видов факторинга в структуре оборота рынка существенно не изменились. Основным продуктом по-прежнему остается факторинг с регрессом - на него приходится почти 59% оборота. Всего за три квартала факторингом воспользовались 7,3 тыс. компаний при расчетах с 20 тыс. покупателей-дебиторов. Российские факторы привлекли свыше 2300 новых клиентов и приняли на обслуживание поставки в адрес 5500 новых дебиторов. Число активных клиентов увеличилось на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а количество дебиторов выросло на 11%.

Значительный рост в портфеле и обороте рынка обеспечивает факторинг в сегменте крупного бизнеса, отметил Антон Мусатов. В численном выражении, то есть по количеству клиентов, эксперт ожидает роста рынка в сегменте МСБ - по его словам, количество факторов, работающих в этом сегменте, постоянно увеличивается. Вице-президент, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов рассказал, что сегодня различные факторы, работающие с клиентами одного сегмента, предлагают примерно одинаковые ставки. В основном конкуренция наблюдается не в ценовом поле: факторы борются за качество, уровень продуктов и сервис. Тем не менее ставки по факторинговому обслуживанию для крупных корпоративных клиентов, чья выручка составляет около 2,5 млрд руб., постепенно снижаются. Эксперт также добавил, что интерес к факторинговым продуктам проявляют и компании среднего бизнеса, а также малый бизнес в регионах.

В обзоре АФК отмечается снижение числа факторов, работающих с крупными клиентами, и расширение группы "факторов-универсалов", а также снижение размера финансирования на одного клиента, связанное с неблагоприятным макроэкономическим фоном. Гендиректор "Лайф Факторинг" Виктор Вернов отметил, что "Газпромов" на всех не хватает", поэтому рынок может развиваться не столько за счет крупного корпоративного сегмента, сколько за счет большего проникновения факторов в сегмент МСБ, а также с активизацией работы с потенциально крупнейшим дебитором России - государством.

- Необходимо продолжать уделять особое внимание развитию факторинга в сфере госзакупок, - согласился Антон Мусатов. - Активная работа в этом направлении ведется на протяжении всего года, и первые результаты, надеюсь, мы сможем наблюдать в 2014 году. Надеемся, что в постановлении РФ "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц" после общественного обсуждения будут прописаны процедуры реализации факторинговой сделки. Также необходимые для факторингового рынка поправки должны быть внесены в закон о контрактной системе.

По данным обзора, неторговый сектор занимает в портфеле факторинговых компаний 34-40%. Увеличение сектора будет в большей степени зависеть от желания игроков рынка расширять список факторабельных отраслей, корректируя политику в области управления рисками, считает зампредправления компании НФК Корнелиу Робу, а также от гибкости и готовности факторов играть по правилам крупных производственных предприятий. Что касается неторгового сектора в сегменте МСБ, по словам эксперта, сейчас государство оказывает ощутимую поддержку, взаимодействуя с игроками факторинга. Это позволяет рассчитывать на рост доли неторгового сектора в клиентской базе рынка факторинга.