25.11.2013 23:41
    Поделиться

    В России только 8 процентов компаний считают себя лидерами в инновациях

    Компании мало инвестируют в прорывные инновации
    Российские компании видят все большую ценность в инновациях как в источнике роста и увеличения прибыльности бизнеса, свидетельствуют результаты исследования PwC. Аналитики отмечают, что действия органов власти в России, направленные на продвижение инноваций в экономике, также способствуют признанию важной роли инноваций среди как государственных, так и частных компаний. В то же время у российских компаний есть целый ряд возможностей для повышения эффективности управления инновациями.

    Так, сегодня только 8% российских компаний считают себя лидерами в области создания и внедрения инноваций. Для сравнения, в других странах БРИК число таких компаний составляет 22%. Ведущие инновационные компании рассматривают инновации как отдельный самостоятельный бизнес-процесс, который можно эффективно структурировать и внедрить и которым необходимо системно управлять. Лишь пятая часть из наиболее инновационных компаний управляют инновациями без четко прописанного процесса. А среди наименее инновационных компаний таких треть.

    Компании-лидеры как в России, так и по всему миру планируют использовать широкий диапазон инструментов для развития инноваций. Согласно обзору, инновационные компании в два раза чаще, чем все опрошенные компании, рассматривают возможность создания и финансирования новых венчурных предприятий, которые смогут обеспечить им дальнейший рост бизнеса. Инновации являются и определяющим фактором быстрого роста доходов. Опрошенные PwC руководители компаний признают, что без инноваций долгосрочный рост их бизнеса был бы невозможен. По мнению 43% руководителей высшего звена, инновации становятся все более важным условием сохранения конкурентоспособности их организаций.

    - Сложно оценить, насколько российские компании сегодня заинтересованы в инновационном развитии, так как не совсем ясно, о каких конкретно инновациях идет речь, - отметил генеральный директор Hays в России Алексей Штейнгардт. - Если говорить об R&D (НИОКР) и т.д., то очевидно, российский бизнес делает в этом направлении достаточно мало. Компаний, для которых инновации - интегральная часть стратегии бизнеса, на нашем рынке не так много, но они есть. Вклад российских компаний в разработку ключевых технологий будущего на глобальном уровне невелик, но в последующие годы инновациям будет уделяться все больше внимания. Это касается как создания комфортных условий работы "высококвалифицированных" специалистов, так и совершенствования эффективной модели внедрения инноваций.

    Наиболее сложной задачей в области инновационного развития почти 40% руководителей компаний назвали формирование эффективной операционной модели управления инновациями, которая позволяет на практике внедрить разработанную ранее инновационную стратегию. В результате почти 60% компаний испытывают трудности с быстрой коммерциализацией инноваций и эффективным выводом новых продуктов на рынок.

    Между тем, по мнению аналитика Инвесткафе Андрея Шенка, инновация - это и есть коммерческая реализация творческой идеи, то есть под инновацией в малом и среднем бизнесе, например, можно подразумевать такую идею, реализация которой обязательно принесла положительный экономический эффект. Это может быть как внедрение новых технологий, так и новый подход, например, к кадровой политике, к любому операционному процессу, либо к процессам на уровне реализации продукции. "В сложившихся довольно сложных условиях для ведения малого бизнеса без инноваций показывать рост практически невозможно. Инновационное развитие является залогом роста стоимости бизнеса на раннем этапе, что в конечном итоге упрощает поиск дополнительных инверторов, средства которых будут необходимы на этапе неорганического роста, когда бизнес начинает разрабатывать новые направления и становится активным игроком на рынке M&A", - сказал Шенк.

    Российские компании предпочитают фокусироваться на улучшающих инновациях и достаточно осторожно инвестируют в прорывные инновации. При этом наиболее инновационные компании мира инвестируют в прорывные и революционные инновации почти в два раза больше в сравнении с их менее инновационными конкурентами. Также опрос показал, что все большее число российских компаний используют партнерства, в том числе с иностранцами, для решения задач инновационного развития и получения доступа к технологиям. В то же время российские компании недостаточно активно вовлекают потребителей в разработку и внедрение инновационных решений.

    Поделиться