"РБГ" встретилась с председателем Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорем Руденским, чтобы выяснить, что изменится для бизнеса после их принятия.
- В проект федерального бюджета вошли поправки, предусматривающие выделение средств из Фонда национального благосостояния на кредитование российских предприятий. О чем идет речь? Какие отрасли ждет "прибавка"?
- Промышленность - основное направление экономики, формирующее 30% объема ВВП. Она определяет уровень и устойчивость экономического развития, поэтому ко второму чтению проекта федерального бюджета мы внесли ряд поправок, направленных на поддержку экономики. Суть основного предложения: до 10% средств ФНБ предполагается направить, причем на возвратной основе, на льготное кредитование модернизации и технического перевооружения промышленности. Не секрет, что весь реальный сектор экономики испытывает значительные трудности с получением дешевых длинных кредитов, поэтому выделение средств из ФНБ явилось бы тем инструментом поддержки, который позволил бы решить эту проблему в краткосрочной перспективе. И тем самым были бы созданы условия для непрерывного обновления основных фондов, что в конечном итоге повысило бы конкурентоспособность наших предприятий и обеспечило бы выпуск конкурентоспособной продукции в требуемом объеме.
А это, в свою очередь, обеспечит значительное увеличение доходов федерального бюджета, а также возврат средств в Фонд национального благосостояния.
Кроме того, предлагается увеличить господдержку отдельных отраслей промышленности. Мы подготовили поправки к проекту бюджета по трем направлениям. В первую очередь речь идет о субсидировании легкой и текстильной промышленности, в том числе закупок сырья, техперевооружения и продвижения товаров на рынки (посредством проведения выставок, ярмарок).
Во-вторых, предлагаем выделять субсидии на создание новых высокотехнологичных обрабатывающих производств в лесопереработке. И, наконец, требуются дополнительные ассигнования на техперевооружение сельхозмашиностроения, лесопромышленного комплекса, машиностроения для нефтегазового комплекса, станкоинструментальной промышленности и спецметаллургии. При этом на эти цели предлагается продлить сроки субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным предприятиями этих отраслей, до 2015 года включительно.
Постановление Госдумы ко второму чтению дополнено поправками, именно их рекомендовано правительству внести в виде соответствующих изменений в госпрограмму "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособ-
ности".
- В этом году должен быть принят закон о ГЧП. Не кажется ли вам, что многие регионы, приняв на своих территориях местные законы, успешно справляются с привлечением инвестиций и без Федерального закона?
- Действительно, сейчас более чем в 60 субъектах России действуют региональные законы о ГЧП. Однако эти законы существенно различаются между собой по условиям заключения и реализации соглашений, по процедуре вхождения в проекты ГЧП, а также по объему гарантий для инвесторов. Кроме того, во многих случаях нормы региональных законов о ГЧП излишне расплывчаты, а зачастую противоречат нормам федерального законодательства, косвенно затрагивающего вопросы ГЧП. Также в региональном инвестиционном законодательстве недостаточно правовых норм, обязывающих органы исполнительной власти подробно и публично отчитываться перед законодателями, деловыми кругами и общественностью об эффективности деятельности по привлечению инвестиций и по реализации инвестпроектов, значимых для социально-экономического развития регионов.
Поэтому, для решения всех этих проблем и для того, чтобы механизм ГЧП, успешно применяемый во многих зарубежных странах (как развитых, так и развивающихся), эффективно заработал и в России, нужен единый федеральный закон, устанавливающий четкие, понятные и прозрачные правила игры для участников проектов ГЧП.
- Предусмотрено ли в этом документе, чтобы деньги (в большинстве случаев заемные), вложенные в проект ГЧП инвестором, возвращались последнему в течение двух-трех лет?
- Сейчас законопроект дорабатывается ко второму чтению, поэтому ссылаться на содержание рабочей версии текста считаю несколько преждевременным.
Могу лишь утверждать, что порядок расчетов между участниками проекта ГЧП будет определяться условиями самого соглашения о ГЧП.
- О ГЧП много говорят, но самих проектов мало. Складывается впечатление, что этот законопроект несколько вымученный. Он может стать реальным инструментом, привлекательным для бизнеса?
- Первые проекты ГЧП появились в нашей стране более 10 лет назад, и за это время было реализовано около 300 проектов. Однако дальнейшему развитию ГЧП в России препятствует в первую очередь отсутствие механизмов, позволяющих гарантировать инвесторам, как российским, так и иностранным, сохранность вложений и справедливое распределение рисков.
Сегодня многие инвесторы с настороженностью относятся к участию в реализации региональных проектов ГЧП, поскольку есть серьезный риск невозврата вложенных средств. И такое развитие ситуации никто не исключает, к примеру, если региональное законодательство о ГЧП кардинально поменяется, либо местная прокуратура признает сам факт заключения соглашения о ГЧП незаконным просто в силу того, что отсутствует единый федеральный закон, регулирующий отношения в этой сфере.
После принятия законопроекта о ГЧП эти риски будут сведены к минимуму, поскольку региональные законы и правовые акты органов местного самоуправления будут в обязательном порядке синхронизированы с нормами федерального закона о ГЧП. Кроме того, дополнительной гарантией защиты инвестиций можно будет считать участие региональных и местных органов власти в проекте ГЧП в качестве публичного партнера. Оно предполагает и софинансирование реализации проекта. Предполагаю, что при этом количество и объем реализованных объектов ГЧП может возрасти в разы.