25.11.2013 23:32
    Поделиться

    Просвещение Азербайджана всегда зависело от российской культуры

    Гуманитарный мост может содействовать модернизации наших стран
    Сергей Есенин любил Азербайджан, где бывал три раза и дружил с местными поэтами. А еще, он мечтал попасть в Персию. Однажды, его долго возили по берегу Каспия в предместьях Баку и поселили на одной из лучших дач в Мардакяне, принадлежавшем до революции нефтепромышленнику Мухтарову. Друзья убедили поэта, что он уже в Персии. Возможно, Сергей Александрович и сам был готов простодушно обмануться на пользу своему вдохновению...

    Этот исторический анекдот имеет отношение к реальному движению идей между азербайджанской и российской культурой. Каждая искала в другой какой-то неведомый "ответ", и в итоге находила, то, что искала. Есенин искал Персию и нашел: так были написаны его знаменитые "Персидские мотивы". Другой русский поэт, но уже из области точных наук, Дмитрий Менделеев, посетив Баку, тоже нашел то, что искал, - богатейшие залежи нефти для российской империи...

    Что может найти Россия в Азербайджане в ХХI веке? Истрия повторяется сюжетами, хотя меняются актеры и декорации. Никто не станет сегодня искать Иран в Азербайджане. Но поиск гуманитарной и социокультурной опоры в мусульманском мире, безусловно, важнейшая задача для российской внешней и внутренней политики, и в этом направлении предстоит очень много работы. Азербайджанская политическая культура ценна для России двумя составляющими. Во-первых, эта культура комплиментарна к российской, готова для диалога, причем на русском языке, а не на арабском или фарси. Во-вторых, она "заточена" на восприятие новых идей, в отличие от несколько замкнутого в себе мира высокомерного фундаментализма на Ближнем Востоке. Это большая ценность и мало используемый ресурс, за которым не надо "охотиться" или специально искать. Баку всегда открыт к предложениям Москвы.

    Вместе мы можем находить решения, приемлимые и для Москвы, и для Баку

    Мы можем говорить, о том, как воспитывать религиозную и этническую толерантность, как изменить язык вражды на язык дружбы в межрелигиозных и межэтнических конфликтах. Партнерство с Азербайджаном может дать новые идеи и почву для выработки механизмов инкорпорации мигрантов постсоветского Востока в российское общество, это же партнерство может содействовать решению проблемы дефицита инициатив в исламской внешней политике России. Круг вопросов, которые можно обсуждать с азербайджанскими политиками, учеными, общественными деятелями, достаточно широк. Вместе мы можем находить решения, приемлемые для России...

    А как Азербайджан представляет Россию? На протяжении долгой истории наших отношений в составе империи, а затем внутри Советского Союза Азербайджан видел в России источник модернизации. Фактически это так и было. Через империю открывалась дверь на Запад. Первая и вторая волна промышленной модернизации шли от России. Российская культура и система образования становились источником для азербайджанского просвещения.

    Сегодня мир стал глобален, увеличилось количество выходов, но не все из этих дверей открыты, не все они ведут вверх по лестнице прогресса. Россия своей экономикой и современным культурным пространством не имеет монополии на модернизационный проект, но по-прежнему остается носителем "стабилизационного запаса" новаций, страхующих от деградации.

    Поделиться