Новости

26.11.2013 00:40
Рубрика: Власть

Частник и компания

Михаил Мень рассказал сенаторам, как будет работать его министерство
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко раскритиковала минприроды за задержку проекта закона о бытовых отходах. Вчера на совещании с заместителями руководителей федеральных органов госвласти она предложила передать этот вопрос в ведение нового министерства и строительства ЖКХ.

Под шквал критики спикера попал замминистра природных ресурсов и экологии Ринат Гизатулин, который не смог найти ответ на вопрос, почему министерство так долго тормозит работу над законопроектом о сборе и утилизации отходов. "Два года вы уже ничего не можете сделать! - возмущалась Матвиенко, - два года! Сколько еще вы будете ждать? Уже и Совет Федерации, и Госдума разработали свои проекты законов, а от профильного министерства по-прежнему никаких сигналов". Попав под сильную критику, признаков жизни не подавал и Гизатулин, молча выслушивая замечания Матвиенко. "Закройтесь в конце концов, как это делал Сталин, на месяц на даче, возьмите специалистов и напишите этот закон. Ну сколько можно уговаривать вас?" - недоумевала она.

Однако в этих уговорах вряд ли остался какой-либо смысл, поскольку председатель верхней палаты предложила отнести вопросы сбора и переработки отходов к ведению министерства строительства и ЖКХ. Свою позицию она мотивировала тем, что 60% всех отходов как раз принадлежат сфере ЖКХ, а остальные 40% - это промышленность, строительство и прочее. "Вот минстрой и должен отвечать за сферу оборота бытовых и иных отходов, тогда как министерству экологии надлежит это контролировать", - заявила Матвиенко. По ее мнению, неправильно, когда "в одном котле" (минприроды. - Прим. "РГ") и контроль, и нормативная база, и организация работы. Глава верхней палаты предложила вице-премьеру Сергею Приходько, который присутствовал на совещании, подумать над возможностью разделения функций двух ведомств.

С руководителем минстроя Михаилом Менем Матвиенко пока этот вопрос не обсуждала. К слову сказать, недавно назначенный министр также присутствовал на совещании, выступив с большим докладом на тему ЖКХ. Он рассказал, что объем годового оборота в этой сфере составляет около 4 триллионов рублей, тогда как накопленный износ в отрасли уже приблизился к 60%. Решать проблему в минстрое собираются с помощью привлечения инвестиций. По данным министра, услуги ЖКХ потребляют около 140 миллионов человек (без учета промышленных предприятий), из которых исправно платят 94% пользователей. "Остальные 6% составляют проблему для бюджета страны, поскольку обходятся ему примерно в 100 миллиардов рублей в год. Это пятая часть инвестиций, которые мы должны вложить в отрасль", - сообщил министр.

Проблема привлечения капитала в отрасль крайне непроста, и в ближайшее время минстрой намерен перейти к долгосрочному тарифному урегулированию, широко применяя концессионные соглашения. Таким образом, будут установлены четкие целевые показатели для частного оператора и формула тарифа на весь срок такого соглашения. По мнению Меня, эти меры позволят привлечь не только российских, но и иностранных инвесторов. "Наша задача - работать с наиболее ответственными, состоявшимися в этой сфере компаниями", - подчеркнул министр.

Важнейшим аспектом станет контроль минстроя за деятельностью управляющих компаний. Пока что идут дискуссии о том, будут ли это саморегулирующиеся организации или лицензирование. Михаил Мень, впрочем, считает, что пора завершать разговоры, поскольку вопрос очень серьезный и требует скорейшего решения.

Минстрой собирается уделять повышенное внимание и оптимизации работы госэкспертизы, ее переходу на электронный документооборот. "Создание государственной электронной системы ЖКХ станет нашим приоритетом, и региональные электронные системы затем будут синхронизированы с общей системой ведомства и ЖКХ в целом", - пообещал министр.

Следующий шаг - переход на систему голландских аукционов в масштабах всей страны для того, чтобы снизить цены на строительство жилья. Программа рассчитана на ближайшие пять лет и предусматривает возможность расселения людей из аварийных и ветхих помещений. Глава минстроя пообещал вплотную работать в этом направлении с регионами.

На совещании обсуждали, впрочем, не только ЖКХ, хотя этой теме был отдан несомненный приоритет. Валентина Матвиенко высказала возмущение практикой концептуального изменения законопроектов между первым и вторым чтениями. Получается, что правительство вносит документ в одной редакции, потом депутаты работают над ним и вносят концептуальные изменения уже перед вторым чтением, увеличивая подчас объем законопроекта в 30 раз. "Это ни по регламенту, ни по законодательству недопустимо", - сказала она, призвав объединить усилия парламента и правительства в борьбе с такой практикой.

Чтобы улучшить качество российских законов в целом, Матвиенко предложила использовать немецкий опыт и подумать о разработке программного приложения для унификации подготовки текстов законопроектов. "Иногда даже изощренному правоведу, съевшему не одну юридическую собаку, требуется немало времени, чтобы вникнуть в изощренно-потаенный смысл того или иного акта. А что уж говорить о гражданах, для которых эти законы принимаются", - недоумевала она. Вице-премьер Сергей Приходько пообещал взять идеи Матвиенко на вооружение, в целом согласившись с ее критикой.

Тем временем

27 ноября Совфеду предстоит принимать федеральный бюджет на ближайшие три года, и обсуждение обещает быть не менее жестким, чем до этого в Госдуме. Вчера члены профильного комитета верхней палаты раскритиковали документ за недостаточное внимание к проблемам регионов.

Хоть бюджет на "трехлетку" и был в целом рекомендован к принятию верхней палатой, но претензий у профильного комитета немало. Главный риск связан с ухудшающимся финансовым положением регионов.

Во-первых, из-за изменений в законодательстве в следующем году они недополучат налог на прибыль, прогнозирует первый зампред Комитета по бюджету и финансовым рынкам Владимир Петров. "Совфед предупреждал правительство, что решение о создании консолидированных групп налогоплательщиков приведет к выпадающим доходам бюджета", - напомнил сенатор. Особенно остро проблема, по его словам, стоит в Белгородской, Вологодской, Волгоградской и некоторых других областях. "На 2014 год никакой компенсации из бюджета им не будет, хотя мы просили выделить хотя бы 30 млрд рублей, но понимания не нашли", - признал Петров.

Вторая непосильная ноша для регионов - указы президента РФ от 7 мая 2012 года. Речь в первую очередь о повышении зарплат бюджетников. На эти цели, как напоминает сенатор, в следующем году надо потратить более 500 млрд рублей, а из федерального бюджета дадут только 120 млрд. Где брать остальное? И эти 120 млрд, считает его коллега, зампред комитета Вячеслав Новиков, регионы получат не только на зарплаты учителям, врачам и прочим бюджетникам. Данная поддержка - на сбалансированность бюджетов в целом. "Неужели мы рассчитываем, что экономика начнет расти так, что губернаторам даже не понадобятся дотации?" - не понимает сенатор. Его вердикт: "Про регионы в очередной раз забыли". В отличие от госкорпораций: например, "РусГидро" получит 50 млрд, подлил масла в огонь сенатор Игорь Шубин.

Аудитор Счетной палаты Юрий Росляк подтвердил выводы членов комитета о плачевном состоянии региональных бюджетов. "Долги трети субъектов Федерации превысили 50% от их собственных доходов, - сообщил он. - Поправки, которые приняла Госдума, не улучшили эту ситуацию. Объем совокупных долгов регионов превысил 1,4 трлн рублей и продолжает расти".

Первый заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко не согласилась, что о регионах "забыли", хотя наличие проблемы признала. По ее словам, в последние две недели и президент, и премьер провели несколько экономических совещаний, на которых рассматривались риски казны по недополучению доходов. Есть даже предложение "исчерпать" все бюджетные резервы, чтобы выполнить расходные обязательства. Механизмы минимизации рисков правительству только предстоит выработать, признала Нестеренко. В частности, принятие решения проблемы с выпадающими доходами регионов представитель минфина отложила на начало декабря.

Власть Работа власти Законодательная власть Совет Федерации
Добавьте RG.RU 
в избранные источники