Под шквал критики спикера попал замминистра природных ресурсов и экологии Ринат Гизатулин, который не смог найти ответ на вопрос, почему министерство так долго тормозит работу над законопроектом о сборе и утилизации отходов. "Два года вы уже ничего не можете сделать! - возмущалась Матвиенко, - два года! Сколько еще вы будете ждать? Уже и Совет Федерации, и Госдума разработали свои проекты законов, а от профильного министерства по-прежнему никаких сигналов". Попав под сильную критику, признаков жизни не подавал и Гизатулин, молча выслушивая замечания Матвиенко. "Закройтесь в конце концов, как это делал Сталин, на месяц на даче, возьмите специалистов и напишите этот закон. Ну сколько можно уговаривать вас?" - недоумевала она.
Однако в этих уговорах вряд ли остался какой-либо смысл, поскольку председатель верхней палаты предложила отнести вопросы сбора и переработки отходов к ведению министерства строительства и ЖКХ. Свою позицию она мотивировала тем, что 60% всех отходов как раз принадлежат сфере ЖКХ, а остальные 40% - это промышленность, строительство и прочее. "Вот минстрой и должен отвечать за сферу оборота бытовых и иных отходов, тогда как министерству экологии надлежит это контролировать", - заявила Матвиенко. По ее мнению, неправильно, когда "в одном котле" (минприроды. - Прим. "РГ") и контроль, и нормативная база, и организация работы. Глава верхней палаты предложила вице-премьеру Сергею Приходько, который присутствовал на совещании, подумать над возможностью разделения функций двух ведомств.
С руководителем минстроя Михаилом Менем Матвиенко пока этот вопрос не обсуждала. К слову сказать, недавно назначенный министр также присутствовал на совещании, выступив с большим докладом на тему ЖКХ. Он рассказал, что объем годового оборота в этой сфере составляет около 4 триллионов рублей, тогда как накопленный износ в отрасли уже приблизился к 60%. Решать проблему в минстрое собираются с помощью привлечения инвестиций. По данным министра, услуги ЖКХ потребляют около 140 миллионов человек (без учета промышленных предприятий), из которых исправно платят 94% пользователей. "Остальные 6% составляют проблему для бюджета страны, поскольку обходятся ему примерно в 100 миллиардов рублей в год. Это пятая часть инвестиций, которые мы должны вложить в отрасль", - сообщил министр.
Проблема привлечения капитала в отрасль крайне непроста, и в ближайшее время минстрой намерен перейти к долгосрочному тарифному урегулированию, широко применяя концессионные соглашения. Таким образом, будут установлены четкие целевые показатели для частного оператора и формула тарифа на весь срок такого соглашения. По мнению Меня, эти меры позволят привлечь не только российских, но и иностранных инвесторов. "Наша задача - работать с наиболее ответственными, состоявшимися в этой сфере компаниями", - подчеркнул министр.
Важнейшим аспектом станет контроль минстроя за деятельностью управляющих компаний. Пока что идут дискуссии о том, будут ли это саморегулирующиеся организации или лицензирование. Михаил Мень, впрочем, считает, что пора завершать разговоры, поскольку вопрос очень серьезный и требует скорейшего решения.
Минстрой собирается уделять повышенное внимание и оптимизации работы госэкспертизы, ее переходу на электронный документооборот. "Создание государственной электронной системы ЖКХ станет нашим приоритетом, и региональные электронные системы затем будут синхронизированы с общей системой ведомства и ЖКХ в целом", - пообещал министр.
Следующий шаг - переход на систему голландских аукционов в масштабах всей страны для того, чтобы снизить цены на строительство жилья. Программа рассчитана на ближайшие пять лет и предусматривает возможность расселения людей из аварийных и ветхих помещений. Глава минстроя пообещал вплотную работать в этом направлении с регионами.
На совещании обсуждали, впрочем, не только ЖКХ, хотя этой теме был отдан несомненный приоритет. Валентина Матвиенко высказала возмущение практикой концептуального изменения законопроектов между первым и вторым чтениями. Получается, что правительство вносит документ в одной редакции, потом депутаты работают над ним и вносят концептуальные изменения уже перед вторым чтением, увеличивая подчас объем законопроекта в 30 раз. "Это ни по регламенту, ни по законодательству недопустимо", - сказала она, призвав объединить усилия парламента и правительства в борьбе с такой практикой.
Чтобы улучшить качество российских законов в целом, Матвиенко предложила использовать немецкий опыт и подумать о разработке программного приложения для унификации подготовки текстов законопроектов. "Иногда даже изощренному правоведу, съевшему не одну юридическую собаку, требуется немало времени, чтобы вникнуть в изощренно-потаенный смысл того или иного акта. А что уж говорить о гражданах, для которых эти законы принимаются", - недоумевала она. Вице-премьер Сергей Приходько пообещал взять идеи Матвиенко на вооружение, в целом согласившись с ее критикой.