Чтобы помочь сориентироваться на местности, "РГ" выбрала для вас книги, на которые следует обратить внимание в первую очередь:
Антонины Николаевны Пирожковой не стало в 2010 году. Но еще при жизни ее называли одной из "великих вдов". Сорок лет она сначала ждала возвращения Исаака Бабеля, арестованного органами НКВД в 1939 году, потом первой после смерти Сталина добилась посмертной реабилитации мужа. В своих воспоминаниях она попыталась "восстановить черты человека, наделенного великой душевной добротой, страстным интересом к людям и чудесным даром их изображения…"
Но с работой самой Пирожковой мы встречаемся чуть ли не ежедневно. Она имела прямое отношение к созданию "большого стиля", ее инженерному перу принадлежат шедевры московского метро - станции "Площадь Революции", "Павелецкая", две "Киевские".
Первые шесть томов - это исправленное переиздание собрания сочинений, подготовленного И. П. Сиротинской к 100-летию Шаламова. Седьмой том (составители - В.В. Есипов и С.М. Соловьев) включает и те произведения, которые были опубликованы раньше, и целый ряд ранее не публиковавшихся текстов Шаламова. К примеру, недавно обнаруженный в архиве рассказ "У Флора и Лавра" (включенный самим автором в общий цикл "Колымских рассказов"). Не менее важными являются очерки-воспоминания "Слишком книжное" и "Вторжение писателя в жизнь", раскрывающие роль литературы в реальной жизни. Так же среди них фрагменты незаконченной пьесы "Вечерние беседы" и записи из дневников последних лет, наброски о Михаиле Шолохове (о "лагерных" главах романа Шолохова "Они сражались за Родину"), стихи и многое другое.
В этом издании впервые собрана переписка с женой, письма советским чиновникам и знакомым автора "Котлована" и "Чевенгура" - Андрея Платонова. Это бесценный первоисточник для понимания жизни и творчества автора. Комментарии к изданию подготовлены Платоновской группой Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН с привлечением огромного материала периодики 1920-1940-х годов и крупнейших архивохранилищ России. Книга включает обширнейшие комментарии и уникальные фотографии.
Книга эта актуальна не только потому что Борис Гребенщиков в этом году отмечает юбилей: хотите верьте, хотите нет, но 27 ноября ему исполнилось 60 лет. Дело еще и в том, что Борис Борисович больше не дает интервью… А нехватка умных, интересных и порой острых высказываний не только посредством песен Гребенщикова может плохо сказаться на его поклонниках.
Андрею Лебедеву всегда хотелось иметь на книжной полке автобиографию БГ, поэтому он решил составить такую книгу. Но оказалось, она уже почти существует: "… однажды, просматривая сотни гребенщиковских интервью, бережно собранных на сайте - "Аквариум". Справочное пособие для БГ-логов и аквариумофилов", - я понял: такая "невидимая книга" существует и пишется в постоянном режиме, нужно лишь сделать ее видимой!". Теперь она видима и ее могут поставить к себе на полку все почитатели творчества Гребенщикова. И если когда-нибудь всемирная сеть канет в лету, то счастливые обладатели этого издания сильно не расстроятся. Здесь, кстати, не только интервью, эссе и проза БГ, но еще и балетные либретто…
Дениса Драгунского считают прототипом Дениски Кораблева из знаменитых рассказов его отца Виктора Драгунского. Уже несколько поколений с легкостью могут пересказать сюжет, стоит только произнести название "Ровно 25 кило", "Двадцать лет под кроватью", "Англичанин Павля", "Что любит Мишка"… Кажется, Денис Викторович устал отвечать на одни и те же вопросы и решил наконец-то расставить все точки над "i". Ответов у него два: "Конечно, нет" и "Разумеется, да!". И оба правильные. О том, что было и чего не было - читайте в книге. Кстати, издание приурочено к 100-летию Виктора Драгунского. Знаменитые рассказы чередуются с главками Дениса Драгунского о жизни того времени и в них-то как раз легко проследить, в чем правда, а в чем вымысел.
Писатель и культуролог Алексей Иванов, автор романов "Географ глобус пропил", "Золото бунта", "Блуда и МУДО", "Сердце Пармы" представляет свою новую книгу "Горнозаводская цивилизация". В ней он продолжает начатое в книге "Хребет России" исследование уральской, горнозаводской идентичности. "Горнозаводская цивилизация" старого Урала давно ушла в прошлое, но ее титанические руины стоят по всему Уралу, а ее культурное наследие до сих пор определяет образ жизни на Урале. Ее поведенческие стратегии и практики до сих пор работоспособны, как рычаги Архимеда или пропорции Леонардо", - говорит автор.
В центре повествования историко-биографического романа Николая Алова - судьба великой ученой Марии Кюри (в девичестве скромной польской девушки Марии Склодовской). Среди ученых она занимает особое место. Кюри поистине посвятила всю свою жизнь науке.
Судьба свела ее с Пьером Кюри, выдающимся физиком, с которым они вместе добивались высочайших успехов в науке. После трагической гибели мужа Мария Кюри не оставила научную деятельность. Обладательница двух Нобелевских премий (в 1903 году по физике и в 1911 году по химии) она стала первой женщиной-лауреатом. К тому же она была первой женщиной профессором Сорбонны и первой женщиной членом Французской академии наук. Ее заслуги и награды можно перечислять до бесконечности. Но самое главное - она выявила, изучила и объяснила феномен радиоактивности, увидела в нем величайшую панацею и величайшую угрозу для человечества.
В литературе к ее персоне обращались не так уж и часто. В последний раз это было сорок лет назад, когда в 1972 году была опубликована книга ее дочери Евы Кюри. Николай Алов прослеживает весь ее жизненный путь, в основном состоявший из служения науки, через ее дневники, письма, рабочие статьи и воспоминания современников, в частности ее дочери Евы Кюри. В книге много архивных фотографий и документов. А также современных иллюстраций в жанре "по следам Марии Кюри".
Борис Акунин решил примерить роль современного Карамзина и рассказать нам историю страны. Первый том охватывает эпоху от истоков России до монгольского нашествия. Изучать историю Акунин предлагает не только по тексту, но и по иллюстрациям, которых в книге более 200. Сам проект рассчитан на 10 лет и включает в себя исторические тексты и беллетристику. Так в "помощь" первой книге будут выпущены историко-приключенческие повести "Огненный перст", включающие в себя три текста. Читать их можно и как самостоятельные произведения, и в качестве дополнения к основному историческому тому. Главными героями приключенческой саги станут представители семьи, живущие на Руси с момента основания государства.
Очередная новинка от модного писателя Фредерика Бегбедера, автора "99 франков", "Любовь живет три года" и "Идеаль". Здесь Бегбедер решил выступать в защиту бумажной книги; доводов, почему он за нее, автор приводит уйму. Вот один из них: "…бумага кажется мне менее тленной, чем электронная книга с низковольтным люминесцентным тактильным экраном, устаревающая на третий день после выпуска".
Бегбедер составил список из ста любимых книг XX века, которые нужно обязательно прочесть на бумаге. Руководствовался он десятью критериями. Вот три из них: шарм, грация, загадка (это все в одном пункте), внешность писателя и краткость. Интересно, какие еще, и кто вошел в Топ-100 Фредерика? Вперед за книгой! Вот только Бегбедеру честно было бы отказаться от продажи электронной версии этой книги. Но нет, не смог.
Книга, только что получившая премию "Просветитель" в номинации "Гуманитарные науки". Рассказ о биологических основах поведения человека, в первую очередь о тех его формах, где важную роль играют гормоны, феромоны и другие химические вещества. Теоретически рассуждения автора сопровождаются примерами из художественной литературы, изобразительного искусства, греческой мифологии и жизни, конечно. Первый том посвящен стрессу. Второй - поведению людей в самых различных отношениях и ситуациях.
Кино - самое популярное общемировое средство коммуникации. Ни для кого не секрет, что оно позволяет проследить исторические изменения, происходящие с эстетикой и стилем, составить представление о свойственных тому или иному времени и месту идеях и предубеждениях, особенно когда речь идет о культуре. Но почему кино играет такую чрезвычайно важную роль? И какие культурные и психологические механизмы позволяют фильму увлечь зрителя? Ответы на эти вопросы ищите в книге.
А вы еще помните, что такое сказка? Я на всякий случай напомню. Сказка - это народно-поэтическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Так вот, редактор альманаха "Сказочное обозрение" Кейт Бернхаймер решила выпустить антологию сказок, но не совсем обычных. Она задумала прославить современные сказки. Но если к ним повнимательнее присмотреться, то вы обнаружите до боли знакомые сюжеты из братьев Гримм, Андерсена и даже русских народных… За одну из них, кстати, отвечает наша знаменитая и неповторимая сказочница Людмила Петрушевская. К каждому тексту здесь есть пояснение: почему автор взял ту или иную сказку. Интересно, что не только Петрушевская основывается на русских сюжетах. Вот, например, Джонатон Китс отсылает нас к Снегурочке, вот только она - плод его воображения, так как версию русской сказки автор помнит смутно… Однако, прекрасный сборник получился. Есть, кстати, еще и второй том "Папа сожрал меня, мать извела меня". Всего в двух книгах сорок историй со всего света. Читайте в удовольствие. Только не забывайте, что сказки бывают не только очень страшными, но и крайне серьезными.
Уже два года юные книголюбы зачитываются сагой "Часодеи" о простой школьнице и могущественной часодейке Василисе Огневой. Сегодня "Часодеи" - главный отечественный бестселлер в подростковой литературе. Книга вошла в хиты продаж крупнейших книжных магазинов. На протяжении предыдущих четырех частей Василиса и другие ключники росли, набирались опыта, лучше узнавали друг друга и самих себя. Впрочем, как и сами читатели. Но все когда-то заканчивается. И эта история вот-вот должна завершиться. Но не в этот раз. Прежде героям предстоит пройти серьезную проверку усвоенных уроков. В "Часограмме" героев ждут захватывающие приключения, первые потери, жесткая борьба и встреча с настоящим злом.