Как вы себя чувствуете в новом статусе?
Магнус Карлсен: Великолепно. На мой взгляд, матч получился интересным. В Индии меня встретили хорошо, были созданы вполне комфортные условия. После серии ничьих в дебюте матча я понял, что пора обострять игру и добился побед в двух поединках подряд. А поворотными считаю третью и четвертые партии. Я тогда понял, что у Вишванатана можно найти уязвимые места. Поначалу, в дебюте нашего противостояния, конечно, нервничал. Но потом все наладилось. Уверенность меня не покидала, и я довел дело до победы.
Ананд в ряде партий совершал грубые промахи. Это просто потеря концентрации или следствие давления?
Магнус Карлсен: Наверное, какие-то ошибки Ананда вынудил сделать я. Вообще, в затяжных партиях вероятность неточных ходов возрастает. В этом и была часть моей тактики - заставить соперника долго сидеть за доской. В какие-то моменты Ананда подвела усталость.
Имена своих секундантов вы все время держали в секрете. Так кто же это был?
Магнус Карлсен: Могу назвать норвежского гроссмейстера Людвига Хаммера. Он проделал огромный объем аналитической работы. Были и другие люди, но это тайна.
Шахматы - игра сложная, специфичная. Как сделать этот вид спорта более привлекательным для широкой аудитории?
Магнус Карлсен: Многое зависит от телевидения и от комментариев. Они должны быть простыми, понятными. Например, у меня на родине в Норвегии матч показывали по ТВ, за моим соперничеством с Анандом следили многие люди, которые только примерно догадываются, как правильно передвигать фигуры на шахматной доске.