35 % студентов-"айтишников" хотят заниматься искусственным интеллектом

Около 35% студентов IT-специальностей заявили о желании работать в сфере компьютерной лингвистики и компьютерного интеллекта. Об этом свидетельствуют данные исследования "Кадры в IT и инновациях. Профессии будущего", проведенного Российской венчурной компанией (РВК), Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) и компанией Pruffit при поддержке HeadHunter и РИА Новости.

"Новая волна технологий приводит к тому, что сектор ИКТ становится уже не локомотивом инновационного развития государства сам по себе, но преобразует другие, более традиционные секторы экономики и кардинально меняет требования к профессиям", - отмечают авторы исследования.

В ходе исследования были опрошены студенты технических вузов, эксперты в сфере информационных технологий - инвесторы, топ-менеджеры компаний и аналитики. Большинство опрошенных сошлись во мнении, что среди многообразия появляющихся направлений для студентов и работодателей в перспективе ближайших 5-7 лет выделяются следующие: компьютерная лингвистика и искусственный интеллект, робототехника, 3D-проектирование, дополненная реальность, облачные технологии, "умные города", биоинформатика, Интернет вещей и аналитика больших данных (data science).

"Популярное выражение Software is eating the world (Программное обеспечение захватит мир) точно передает исследуемую картину: теперь уже сложно найти такую индустрию, где ИКТ не изменили бы бизнес-процессы. И в дальнейшем эти процессы еще интенсивнее будут встраиваться в бизнес, образование и профессиональный карьерный рост", - убежден главный аналитик РАЭК Карен Казарян.

Опрос среди студентов показал, что они достаточно хорошо знакомы с новыми направлениями, обозначенными экспертами. Сферы робототехники, 3D-проектирование и печать, дополненная и виртуальная реальность, по данным исследования, заняли по востребованности среди студентов IT-специальностей второе место, собрав по 28%.

Подготовка и переподготовка кадров ложится на плечи работодателей

Эксперты отметили, что 55% студентов параллельно с обучением уже работают по специальности. После обучения 74% студентов технических специальностей планируют продолжить обучение или пойти в науку. Количество вакансий для IT-специалистов постоянно растет, в том числе не в технических отраслях. Так, в образовании и медицине их число с 2010 по 2013 год выросло в 3 раза.

Одним из выводов отчета стал рост нехватки одного фундаментального образования для IT-специалиста, в связи с чем сотрудников нередко приходится доучивать на рабочих местах.

Директор департамента стратегических коммуникаций, член правления Российской венчурной компании Евгений Кузнецов отметил, что пока вузы ничего не делают для того, чтобы отвечать рынку труда: "Российские вузы не работают как рыночный субъект, поэтому у них нет понимания потребителя, умения работать на него. Западное образование сейчас все больше и больше модульное, под конкретного человека: ты не учишь курс, а набираешь набор знаний, компетенций, которые нужны тебе".

"Новые сферы деятельности, связанные с IT, предполагают наличие фундаментальных знаний в двух сферах. Нельзя прийти в медицину и за 3 месяца разобраться, как устроена нейрохирургия. Наши вузы пока не готовят таких специалистов, поэтому подготовка и переподготовка ложится на плечи работодателей", - констатировала директор по маркетингу HeadHunter Ольга Мец.

"Чтобы получить подготовленных специалистов, которых не придется доучивать в процессе работы, бизнесу надо принимать активное участие в их подготовке. Речь идет не только о привлечении студентов в компанию для прохождения летней практики или предоставлении тем для курсовых и дипломных работ, но и об активном участии в формировании учебной программы, привлечении экспертов из компаний к преподаванию", - считает исполнительный директор компании JetBrains Андрей Иванов. Директор РАЭК Сергей Плуготаренко считает, что для того, чтобы эффективнее раскрывать кадровый потенциал молодых специалистов, нужно создавать им комфортные условия для работы в России.