"Предпочтения потребителей начали меняться, и мы просто обязаны подстраиваться под эти новые потребности, - считает руководитель департамента консалтинга и аналитики компании "БЕСТ-Новострой" Сергей Лобжанидзе. - Выбирая для своей семьи новое жилье, покупатель стал оценивать не только непосредственно сами квадратные метры, но и прилегающую территорию жилого дома, внешний вид здания, а также то, как это здание вписано в окружающую среду, и главное - чем отличается конкретно этот жилой объект от десятка других таких же типовых новостроек. И этот последний пункт является сегодня одним из первоочередных критериев, на который должен обратить внимание девелопер при планировании будущего жилого объекта".
Эксперты говорят сегодня о том, что современный покупатель квартиры в в типовой новостройке эконом-класса приблизился по своим запросам к покупателю недвижимости бизнес-класса. Он больше не хочет видеть у себя во дворе нагромождение припаркованных в хаотичном порядке машин, ему важно наличие детской и торговой инфраструктуры, а также ему важно знать, что у данного жилого объекта есть какая-то изюминка, которая выделяет его из ряда других объектов.
"Сегодня нельзя экономить на фасаде, архитекторе, консультантах, - уверен Сергей Лобжаниджзе. - Нужно в в обязательном порядке строить подземный паркинг, создавать интересную общественную среду и и наделить проект какой-то идей. Например, построить школу искусств или сделать хоккейное поле, что будет указывать на комфортное проживание здесь с с детьми, или сделать интересный ландшафтный дизайн и и парковую общественную зону отдыха, или же сделать упор на торговую галерею с с магазинами и и салонами красоты. Конечно, на начальном этапе строительства это повысит стоимость объекта, но при выходе на рынок, его цена будет гораздо выше аналогичных проектов и и поможет с с лихвой окупить вложенные средства".
Если раньше типовое жилье эконом-класса могло конкурировать между собой лишь по цене, то сейчас, в связи с изменившимися запросами потребителей, которые хотят приобрести не просто квадратные метры, а комфортный и красивый образ жизни, у девелоперов появились возможности получать совершенно иную прибыль в этом сегменте.
"Эмоциональная составляющая объекта сегодня является основным двигателем продаж,- считает Сергей Лобжанидзе. - Если женщине понравилась, например, общественная зона, и она представила, как она будет гулять здесь со своими детьми, то, скорее всего, она уговорит мужа купить квартиру именно здесь".
Однако после того, как эмоциональный аспект сыграл в пользу выбора конкретного жилого комплекса, наступает момент, когда покупатель оценивает непосредственно квадратные метры. И здесь предпочтения потребителей также претерпели ряд изменений. Сегодня строгие рамки планировки - это совсем не то, что хочет видеть современный покупатель. Ему необходимо жилье, которое будет отвечать лично его потребностям, а также сможет изменяться, если эти потребности будут трансформироваться с течением времени. Свободная планировка, позволяющая создать индивидуальную среду для каждого конкретного покупателя - вот новый тренд, без которого современный жилой проект не может быть успешным. "Если девелопер создаст такой проект, который будет подстраиваться под потребности покупателя, то он окажется в выигрыше не только в ближайшем отрезке времени, но и в дальнейшем, так как такой проект будет актуален на рынке в течение нескольких лет", - уверен Сергей Лобжанидзе.
Другой мировой тренд, который отечественный рынок начал перенимать чуть быстрее, чем комплексную застройку, - экологичное и энергоэффективное жилье. Эти два понятия хорошо вписываются в нынешнее желание покупателей жить в комфортной среде. И девелоперам ничего не остается, как выводить на рынок то, что по душе потребителю.
По данным Ассоциации "GreenСтрой", сейчас в России сертифицировано по международным "зеленым" стандартам 30 домов и 100 находится на стадии сертификации. В масштабе всей страны - это капля в море. Причина проста. Построить экологичное и энергоэффективное здание, отвечающее всем требованиям и стандартам, - совсем недешево. По разным оценкам, стоимость такого здания вырастает на 10-30%. И такая картина характерна прежде всего для России. В Европе и США "зеленые" здания обходятся девелоперу дешевле аналогичных, но не энергоэффективных домов.
"Последний "зеленый" дом, который был построен в США, оказался на 44% дешевле аналогичных объектов, - рассказал председатель правления Ассоциации "GreenСтрой" Дмитрий Березуцкий. - За границей такое строительство поставлено на поток. Нет проблем с материалами, поставщиками и т.д. В России девелопер, который строит энергоэффективный дом, вынужден большинство материалов заказывать за рубежом, что само по себе увеличивает стоимость".
Другая причина, которая тормозит развитие энергоэффективного строительства, - отсутствие единого отечественного "зеленого" стандарта.
"Те международные стандарты, по которым сейчас пытаются сертифицировать "зеленые" объекты, не всегда полностью коррелируют с отечественным законодательством, - отмечает Дмитрий Березуцкий. - У нас есть свои стандарты, но все они разрознены. Сейчас пошел процесс создания единого стандарта, и я надеюсь, что с его принятием "зеленое" строительство пойдет активнее".
Однако, по словам экспертов, российский "зеленый" стандарт будет отличаться от европейских аналогов. В нем будет сделан упор на энергоэффективность, а не на охрану окружающей среды, как это заложено в большинстве зарубежных стандартов. Но связано это отнюдь не с меньшей заботой о природе, чем в европейских странах, на то есть объективные причины. Например, международные "зеленые" стандарты предъявляют жесткие требования к очистке сточных вод. "Но в в России большинство очистных сооружений построено в 60-70-е годы, в то время не существовало жестких требований к очистке воды, - говорит директор филиала компании "Экос" Ольга Илюхина. - Современные ЖК просто подключаются к существующим очистным сооружениям, а значит, в принципе не могут выполнить заложенных стандартом требований. Единственный выход - строительство собственной современной очистной станции, но такая роскошь доступна далеко не всем девелоперам".
Несмотря на все трудности, связанные сегодня с "зеленым" строительством и невозможность сегодня массово строить экологичные и энергоэффективные дома, девелоперы, все-таки стараются не игнорировать базовые принципы "зеленого" строительства. А это, в первую очередь, качественные материалы, что не может не радовать придирчивых покупателей жилья.