На Южном Урале снизилось качество питьевой воды

Итоги реализации программы "Чистая вода" на Южном Урале оказались обескураживающими: после четырех лет работы и вложения 7 миллиардов рублей качество воды на Южном Урале только ухудшилось. При этом 76 территорий по-прежнему испытывают дефицит питьевой воды, а 36 населенных пунктов с населением 12 тысяч человек и вовсе пользуются привозной.

- Если бы средства не выделялись, ситуация была бы еще печальней, - замечает начальник регионального Роспотребнадзора Анатолий Семенов. - Мы находимся где-то в середине по качеству питьевой воды в России и немного хуже, чем в среднем по УрФО...

"Немного хуже" выглядит так. В 2012 году не уложились в нормативы по микробиологическим показателям 9,2 процента проб из поверхностных источников против 7,7 процента в 2011-м. Доля нестандартных по химическим показателям проб водопроводной воды выросла за тот же период с 15 до 18 процентов, по микробиологическим - с 5 до 5,6. Больше всего не отвечающих стандартам проб по химическому составу в Еткульском районе - почти 53 процента, в Златоусте и Красноармейском районе - по 40, Пласте и Кизильском районе - 35 и 33 процента. По микробиологии самая неблагоприятная ситуация в Чебаркуле - 27 процентов проб водопроводной воды не соответствуют нормативам. В Карабаше, Еткуле, Саткинском и Каслинском районах отклонения составляют от 10 до 25 процентов.

Показатели за 9 месяцев текущего года еще ухудшились, а дальнейшие перспективы просто пугают. До конца 2013-го удастся сдать лишь два очистных сооружения - в Копейске и Еткуле. Остальные четыре строящихся объекта будут заморожены на неопределенный срок. На следующий год в бюджете региона на "Чистую воду" заложено лишь 40 миллионов рублей - 20 процентов от затрат текущего года. В бюджете РФ (его доля составляла 30-70 процентов всех расходов на реализацию программы) средства и вовсе не предусмотрены. О серьезности проблемы говорит обещание регионального минстроя просчитать финансовую целесообразность расселения населенных пунктов, живущих на привозной воде, - в ходе недавних слушаний в региональном парламенте прозвучало и такое предложение.

- Мы не строим иллюзий и понимаем, что "Чистая вода" забуксовала в связи с отсутствием федерального финансирования, - констатирует первый вице-спикер Заксобрания области, председатель комитета по строительной политике Юрий Карликанов.

Вариант продолжения программы за счет средств инвесторов выглядит и вовсе иллюзорно. В деле модернизации систем теплоснабжения государственно-частное партнерство действительно оказалось удачным. Но, по данным областного минстроя, окупаемость вложений в сферу водоснабжения и водоотведения будет в лучшем случае втрое больше - 15 лет, а реальнее говорить о сроках в 20-25 лет.

При этом, как показали расчеты проектов водообеспечения Сатки, Златоуста и Миасса, платежи для населения на период окупаемости вырастут на 20 процентов. Что, в свою очередь, расходится с государственной политикой тарифного регулирования.

-Предельные тарифы практически аннулируют инвестиционные программы в этой сфере, - уверен министр строительства и инфраструктуры региона Виктор Тупикин.

Если оставить за кадром адресованные муниципалитетам советы искать некие "неординарные решения", то оставшийся коридор возможностей сузился до предела. Но все-таки можно что-то сделать и в его рамках.

Во-первых, необходимо сократить потери в сетях водоснабжения. В среднем по области они вдвое превышают норматив (8-11 процентов), а на ряде территорий и среднеобластной показатель является недостижимым. Так, в Каслях потери воды в распределительных сетях доходят до 50 процентов. Кстати говоря, федеральные деньги на эти цели использовать было нельзя. Регламент позволял расходовать их лишь на модернизацию и строительство очистных сооружений и канализационных сетей.

Во-вторых, раз федеральные средства все равно не доступны, следует сосредоточиться на более жестком соблюдении санитарного режима водоисточников. Между тем, по данным Роспотребназора, сегодня утвержденные проекты зон санитарной охраны имеют лишь 114 подземных источников питьевого водоснабжения из 765-ти, а также 3 поверхностных из 25: озеро Чебаркуль, Большое Саткинское водохранилище и река Увелька. Для остальных необходимо срочно разработать соответствующие проекты и обеспечить жесткое выполнение санитарных требований. Это тоже потребует расходов, но уже не столь масштабных.