Нетающий путь
Мост через Сосьву торжественно открыли в декабре 2012 года. С его появлением для жителей севера области началась новая эра. Впервые в истории обитатели здешних мест получили круглогодичное транспортное сообщение с центром региона. Болотистый и отдаленный Гаринский район еще до середины прошлого века был белым пятном на карте области. Осваивать территорию начали в пятидесятых годах, специализация - лесозаготовка, которой в основном занимались обитатели исправительных учреждений. В конце девяностых перед районом, граничащим с Тюменской областью, открылись масштабные перспективы: по данным геологоразведки, здешние болота могут скрывать залежи нефти и газа. Но для освоения богатств нужны транспортные коммуникации.
Развитию дорожной сети сильно мешало отсутствие моста через одну из самых широких рек Северного Урала - Сосьву. Все дороги обрывались на левом берегу, а поселок Гари и до полусотни прилегающих деревень находятся на правом. Каждый год в половодье гаринцы оказывались отрезанными от Большой земли. Как только таял зимник, фактически полгода северяне чувствовали себя островитянами. Выезд в "мир" - только через паромную переправу. Транспортная изоляция грозила полной разрухой и без того едва дышащей экономики, запустением здешних земель.
Заказчик прокладки новой трассы - 139 километров от города Серова с возведением капитального моста - ГКУ "Управление автомобильных дорог". Эта стройка оказалась одной из самых затратных в транспортной программе, разработанной правительством области. На реализацию проекта из регионального бюджета направили сотни миллионов рублей. Только на строительство моста длиной более 50 метров потрачено 108 миллионов. Экономическую отдачу пока подсчитать сложно, но, как утверждают представители местной власти, с "введением в эксплуатацию моста северные территории получили толчок для развития".
- У нас заметно увеличились показатели по реализации сельскохозяйственной продукции. Новые возможности получили лесозаготовительные и деревообрабатывающие предприятия. Появились перспективы у заготовителей дикоросов: здесь в лесах - грибы, ягоды, в озерах - рыбы видимо-невидимо. Опять же социальная составляющая: мы открыли новый автобусный маршрут до Серова. Жители могут без проблем ездить в соседний большой город, - говорит глава Гаринского городского округа Александр Лыжин. - Сбылись мечты тысяч людей, а тут такой сюрприз...
Высокие отношения
Сюрприз преподнесли фактически через месяц после приемки моста. В газетах еще красовались фотографии торжественного перерезания красной ленточки, а Октябрьский суд Екатеринбурга удовлетворил иск транспортного прокурора Серова о… приостановлении строительства объекта. Этот казус транспортный прокурор Ирина Задирако объяснила корреспонденту "РГ" так: "Иск подавали задолго до сдачи объекта, но рассмотрение затянулось. В итоге решение было принято уже после запуска". То обстоятельство, что судьба моста решалась в 500 километрах от местоположения "виновника торжества", тоже объяснимо: по иску прокуратуры ответчиком выступает фирма-генподрядчик, зарегистрированная в Екатеринбурге.
В транспортной прокуратуре нам пояснили: качество объекта у надзорных ведомств вопросов не вызывает. Проблему создает высота несущих конструкций: мост возвышается над водой только на семь метров, тогда как по реке планировалось провести масштабный груз.
- Проектная высота акведука составляет 7 метров над уровнем реки. В полноводные периоды плавучий транспорт, перевозящий негабаритное (девяти, а то и десятиметровое) оборудование для реконструкции Серовской ГРЭС, не сможет доставить этот груз по Сосьве, - подтвердили специалисты ФБУ "Обь-Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства".
Планы реконструкции Серовской ГРЭС - тоже идея не сегодняшняя. Они были разработаны в девяностые годы прошлого века. Электростанция, построенная в пятидесятые, отработала свой ресурс. Проект реконструкции предполагает строительство двух новых энергоблоков мощностью 420 мегаватт каждый, компания-владелец готова вложить в проект более 15 миллиардов рублей. Крупногабаритное оборудование для энергетического объекта решили доставить из-за рубежа водным транспортом: Северным морским путем, затем по Оби и далее по Сосьве почти до Серова. Причем доставка первоначально планировалась на сентябрь нынешнего года.
- Заказчик по каким-то причинам забыл, что Сосьва - судоходная река. Проект следовало согласовать с инстанциями, отвечающими за судоходство. Как накажут виновных? Ведь у конкретного ротозея есть имя, фамилия и должность, которой следует лишать, - возмущается депутат областного Законодательного собрания Андрей Альшевских.
Ответа на естественный вопрос, почему никто не додумался скоординировать планы, корреспонденты "РГ" тоже не получили. В управлении дорог от официального комментария отказываются. В неофициальной же беседе чиновники заверили: никакого злого умысла, разумеется, не было. Простое российское разгильдяйство. Главное сейчас - с наименьшими потерями выйти из сложившейся ситуации.
- Мы готовы решать этот вопрос в рабочем порядке, - заявил на одном из совещаний глава свердловского правительства Денис Паслер.
Тяжесть груза
Варианты минимизации потерь обсуждаются теперь и в суде, и в чиновничьих кабинетах. Первоначальное решение о запрете строительства и эксплуатации моста Октябрьский суд уже отменил. Несмотря на настойчивость транспортной прокуратуры, объект признан соответствующим техническим регламентам, пригодным для использования и социально важным.
Но во время судебных прений представители ответчика признали: необходимо учесть нужды энергетиков и искать технические решения для "модернизации объекта". Предложено два варианта. Первый - проектировать и устанавливать механизмы, которые смогут сделать конструкцию разводной. Второй - на время прохода крупногабаритного груза просто разобрать часть моста, а потом собрать заново. Только по приблизительным подсчетам это обойдется минимум в 50 миллионов рублей. По мнению региональных властей, расплачиваться за временный демонтаж должна энергетическая компания, заинтересованная в доставке оборудования.
Жители Гаринского района, перед которыми вновь замаячила перспектива оказаться в транспортной изоляции, разборный вариант не приемлют. Ведь не факт, что, демонтировав мост за свой счет, энергетики поспешат оплатить и сборку. Обратный процесс может растянуться на годы. Так что в Гарях уже просчитывают свой вариант, альтернативный.
- Оборудование до электростанции все равно будут доставлять от реки на специальных железнодорожных платформах. Так почему бы не сократить водный отрезок, завершив его у нашего моста? - недоумевает Александр Лыжин. - От моста до железнодорожной станции всего 20 километров. Да за 50 миллионов эту дорогу можно трижды укатать: по ней не то что крупногабаритный груз - хрусталь можно будет без опаски везти.
По последним данным, сроки доставки оборудования на ГРЭС сдвинулись до будущего лета. Так что время на переговоры и просчет не только экономически, но и социально приемлемых вариантов еще есть.