27.11.2013 23:32
    Поделиться

    Педагог: "Затылочная педагогика" больше не срабатывает

    Союзные эксперты взглянули на предпочтения современной молодежи ее глазами
    Проблема "отцов и детей" была во все времена. Еще Сократу приписывают фразу: "Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей".

    Прошло две с половиной тысячи лет... И что же? Об изменении ценностей и предпочтений современной молодежи, эффективных технологиях воспитания и общения говорили специалисты из России и Беларуси на экспертно-медийном семинаре Союзного государства в Минске. Впервые эта тема обсуждалась в таком солидном масштабе.

    Один из главных вопросов, который нынче волнует экспертов - как приобщить детей к "правильному" Интернету и сетевой культуре, научить их критически относиться к информации.

    - Стереотипность мышления - одно из негативных последствий информационного общества, - замечает заведующий кафедрой социологии коммуникативных систем социологического факультета МГУ им. Ломоносова Агамали Мамедов. - Творческая активность человека снижается. Не стало новых прорывных идей. Информационное переполнение приводит к информационному торможению. Мы в рамках дилеммы XIX века: или черное, или белое. Хотя возможны еще десятки вариантов. Спросите любого россиянина или белоруса, что он думает о финнах. Ответ: "Они медлительные". А когда спрашиваешь, почему же лучшие автогонщики, хоккеисты - в Финляндии, возникает заминка. Стереотип, верный в одной ситуации, становится отрицательным в другой.

    Говоря о современных тенденциях, Агамали Мамедов отмечает и позитивные: школа все больше становится центром творческого мышления, концентрируя вокруг себя детей. В 90-е эта связь была потеряна. Посчитали, что ценности подрастающего поколения сами по себе сформируются обществом. Не вышло. Оказалось, это заблуждение - что можно отделить воспитание от учебного процесса.

    Сегодня в школах многое делается по компьютеризации и внедрению интерактивных образовательных методик. Скажем, московские учителя активно развивают систему дистанционного взаимодействия. Электронные курсы, тестирование, виртуальные классы, проектные мастерские...

    - Мы не только формируем онлайн-конструктор, а учим общению в виртуальном пространстве, - отметил советник управления комплексного сопровождения госпрограмм и инновационных технологий в образовании департамента образования Москвы Евгений Евдокимов. - Чтобы дети не просто входили в Интернет "початиться". А в режиме реального времени, находясь в разных точках, могли вместе сделать мультимедийный проект с участием не только учителя, но и родителей. Ведь даже ВКонтакте есть интересные приложения, которые позволяют создавать уникальные вещи. Тут одновременно и практическая направленность, и индивидуальный подход, и удобство - то, чего так не хватает современной школе. Сейчас стали популярны виртуальные видеоконференции. В том числе они проводятся между школами Минска и Москвы, Питера.

    Да, в воспитательном процессе сегодня невозможно не учитывать влияние виртуального пространства. Социальные сети - модная и массовая модель общения. Поэтому и директора школ, и педагоги создают свои аккаунты, блоги, сайты, чтобы общаться с учениками и быть в курсе их интересов и предпочтений.

    - Ведь как бы мы ни тянули нашу молодежь на школьные мероприятия, турслеты и в стройотряды, сколько бы ни говорили о гражданско-патриотическом воспитании, они все равно большую часть времени проводят в виртуальном пространстве, - констатирует начальник военного информационного агентства "Ваяр" Андрей Шубадеров. - Поэтому нам надо настраивать социальные сети на созидание.

    Сегодня 69 процентов людей играют в компьютерные игры. Этот аспект, по мнению Шубадерова, тоже нужно не игнорировать, а использовать в образовательно-воспитательном процессе, предлагая школьникам качественный игровой продукт с методическим сопровождением. А для этого каждый педагог, родитель, воспитатель должен подключиться к Интернету и держать руку на пульсе, чтобы не только знать, чем интересуется молодежь, но и стать для нее интернет-поводырем, наполнить ее гаджеты адекватным содержанием.

    Некоторые педагоги считают, что современные средства обучения, интерактивные доски, планшеты только мешают учителю общаться с учеником. Помогают сделать урок эффектнее, придают внешнюю активность, но обратную связь не организуют. Начинает преобладать монолог учителя.

    - На самом деле, чтобы вести диалог, дискуссию, нужно просто грамотно рассадить участников - в круг, квадрат, треугольник, - считает заведующий кафедрой психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы Александр Сизанов. - Сегодня так называемая "затылочная педагогика" не срабатывает. В таком пространстве трудно убедить в чем-либо, особенно подростков. Мешает этому, как ни странно, мебель. Она в школе не создана для воспитания и даже для обучения. Она должна легко передвигаться. Я видел подобную в Центре экстренной психологической помощи в Москве, там все на колесиках, нет ни одного острого угла, даже прямого, все закругленной формы. Почему? Мы говорим об эмоциональном выгорании у педагогов, о стрессе у детей, а мебель этому тоже способствует. Давно известно, что острый угол повышает агрессивность. Надо мебельную промышленность корректировать.

    И конечно, сам учитель должен меняться. Что и говорить, работать в школе все труднее. Педагоги устали от постоянных изменений. Слишком много всего им нужно "переварить".

    - У нас в одном из районов обследовали учителей: 76 процентов нуждаются в лечебно-оздоровительных мероприятиях, - привел цифры заведующий кафедрой социального здоровья школьников Ленинградского областного института развития образования Григорий Гун. - Поэтому, говоря о психологическом здоровье учеников и создании здоровой среды в школе, не стоит забывать об учителе, ключевой фигуре всего этого процесса. Ему нужно создать условия для нормальной и продуктивной работы: и зарплату, и санаторно-курортное лечение, и прочее-прочее, чтобы он своим оптимизмом, работоспособностью и личным примером мог пропагандировать здоровый образ жизни ученикам.

    Поделиться