Много лет переход под Третьим транспортным кольцом на Нижней Масловке был для журналистов с улицы Правды настоящей палочкой-выручалочкой. Отлетела набойка на туфлях - туда. Цветы, подарки, нужная мелочовка - все там было. Но уже несколько месяцев вместо палаток и сапожника Ромы в переходе - уличные музыканты-попрошайки и бомжи.
"По старым расценкам аренда торгового места там обходилась тысяч в 30-40 в месяц плюс 10 тысяч за свет, вывоз мусора и охрану, - рассказывает руководитель ассоциации арендаторов переходов Сергей Марков. - В Гормосте посчитали, что эти цены устарели. Мы были не против повышения, но не в 5 же раз!" Сейчас, по словам Маркова, ту же точку предлагают снимать за 150 тыс. рублей в месяц. А с допплатежами выходит за 200 тысяч. "Сопутствующие товары, которыми всегда торговали в переходах, - цветы, газеты, бижутерия, галантерея, одежда, обувь, не приносят сверхприбыли, - продолжает Марков. - Это же сколько кофточек нужно продать или набоек приколотить, чтобы оправдать и аренду, и немного заработать? Набойки нужны золотые!"
У Гормоста своя правда. До конца года, рассказал "РГ" замруководителя Гормоста Николай Цветков, отремонтируют 84 перехода. Все они будут такими же красивыми, как переход "Моссовет" на Тверской, у мэрии. Но торговые палатки сохранятся в этом году только в 24. В остальных 60 появятся в ближайшие годы. В каждом Гормост обещает обустроить помимо павильонов туалеты, помещения для охраны, установить камеры видеонаблюдения, передающие изображение в центральную диспетчерскую.
В Гормосте уверены: без торговцев не останутся. Сейчас из 195 "старых" договоров аренды переоформлены лишь 79. Но доход от них уже в 1,79 раза выше аренды за весь 2012-й. "Учитываем месторасположение, ассортимент продукции, - говорит Цветков. - Проходимость большая и ассортимент ходовой (из серии "Все по 100!") - аренда по максимуму. А если это социально значимые услуги, тот же ремонт обуви, - ставка аренды будет ниже".
Что касается бомжей и попрошаек, то они, считают в Гормосте, чаще всего облюбовывают самые оживленные переходы, как на площади трех вокзалов. У Комсомольской площади и чуть дальше - у торгового центра "Московский" сейчас полным ходом идет монтаж нового освещения и торговых рядов. До конца года их обещают сделать с туалетами, видеонаблюдением и охраной. Так уже оформлены переходы "Кудринский", "Электрозаводский", "Метро "Преображенская площадь".
"Но больше 100 тоннелей имеют очень низкую проходимость, - говорит Цветков. - А где не ходят люди, нет и торговли". Много таких переходов вдоль Третьего кольца (в районе Беговой, Нижней Масловки, Сущевского Вала), на вылетных магистралях. Их просто отремонтируют и ярко осветят.
Марков считает, что по новым расценкам Гормосту не удастся найти арендаторов. За 200 тыс. можно арендовать место в крупном торговом центре, что большинство торговцев уже сделали. Ассоциация арендаторов предлагает отдать распределение площадей в переходах в ведение Московской торгово-промышленной палаты. "Там работают люди, которые знают бизнес, - объясняет он. - Понимают, какой вид торговли сколько может принести прибыли и какая арендная плата не станет для него кабалой. Ведь если обкладывать бизнес непосильными платежами, то он просто свернется. И тогда ни бюджет, ни Гормост вообще не получат никаких денег".
Пример компромисса нашли в метрополитене, чьи переходы, в отличие от гормостовских, не пустуют. Аренда там выросла с 1 января, но не впятеро, а вдвое. И доходы увеличили, и продавцов не потеряли: "Случаев отказа от продолжения коммерческой деятельности на территории метрополитена не было", - сообщил "РГ" пресс-секретарь метрополитена Владимир Егоров. Сейчас для палаток в метрополитеновских переходах вырабатывается единый стиль. А за безопасностью следят чоповцы.
Кстати
На пересечении Дмитровского и Долгопрудненского шоссе в районе поселка Северный появятся два подземных перехода длиной 104 и 143,8 м. Они крайне необходимы, так как рядом находятся крупный торговый центр и жилые дома. И людям, чтобы перейти Дмитровку, которая после открытия развязки на пересечении с Долгопрудненским шоссе стала в этом месте скоростной, приходится делать большой крюк. У входов и выходов переходов запроектированы тротуары шириной от 3 до 6 м.