Открывая заседание, Нарышкин напомнил, что уже через две недели наша страна будет отмечать 20-летие Конституции РФ, которая заложила новый статус местного самоуправления как одной из основ конституционного строя России. Затем в ходе административной реформы полномочия органов МСУ были существенно расширены, в частности, на муниципальный уровень были переданы широкие возможности в сфере ЖКХ - от участия в подготовке инвестпрограмм до проверки деятельности управляющих компаний. Однако ситуация в этой сфере настолько сложна, что по всей стране и на всех уровнях власти приходится находить баланс между потребностями системы и возможностями населения.
- Структура ЖКХ сильно изношена и нуждается в инвестициях, осуществить которые возможно в том числе через тарифы для населения, однако рост платежей необходимо сдерживать, - отметил председатель Госдумы.
Эти две темы - модернизация инфраструктуры и тарифообразование - и стали центральными в ходе обсуждения. Как отмечали все участники совета, бюджеты всех уровней сейчас не могут обеспечить уровень вложений, достаточный для обновления инженерной инфраструктуры - системы водоснабжения, канализации, тепловых сетей. В то же время частный бизнес приходит в эту сферу неохотно, так как период окупаемости длительный. Единственный выход - совершенствование системы государственно-частного партнерства.
- Сейчас в законе есть только концессия, да и она идет с кровью, - отметил председатель Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам МСУ Виктор Кидяев, - в законе о ГЧП необходимо четко прописать муниципальный компонент.
При этом если возвратность инвестиций закладывается в тарифы, формирование последних становится очень важным вопросом. По мнению главы администрации сельского поселения Михайловское Калининского района Тверской области Леонида Костина, для начала вообще необходимо организовать независимую экспертизу всех тарифов на территории РФ, "чтобы понять, насколько реальные убытки несут котельные, очистные сооружения и прочие", а также провести теплотехнические расчеты и экспертизу самих объектов, чтобы понять, что нужно сделать с сетями. И только после этого можно будет принимать решение - либо о модернизации, либо о погашении разницы между социальным и экономически обоснованным тарифом.
По словам первого заместителя председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елены Николаевой, часть вопросов, которые на совете поставили представители муниципалитетов, уже сняты, над остальными ведется активная работа. В частности, многообразие форм и механизмов ГЧП будет закреплено в законе через поправки ко второму чтению. Также сейчас разрабатывается закон о предельных индексах платежей, согласно которому рост тарифов для населения будет ограничиваться не ежегодно, а раз в несколько лет. Что касается перехода на авансовую систему платежей за услуги ЖКХ, то, по мнению Николаевой, население необходимо стимулировать к этому экономически. Например, управляющие компании могли бы предоставлять скидку от суммы платежа за пользование "кредитом от населения".