Как рассказал начальник департамента Смоленской области по информационным технологиям Андрей Рудометкин, в состав системы видеофиксации нарушений ПДД в Смоленской области входят четыре комплекса "Стрелка-СТ" на смоленском участке трассы М1 Москва-Минск, три комплекса "Автоураган" на территории областного центра уже работают, еще два появятся до конца года. Первые, в основном, используются для борьбы с превышениями скорости на магистрали, а вторые не только фиксируют нарушения правил дорожного движения, но и отыскивают угнанные машины. И эта сумма увеличится еще больше: на вооружении полиции появился программно-аппаратный комплекс "Паркон", сфера деятельности которого - фиксация нарушения правил парковки автомобилей на улицах и во дворах жилых домов (проблема в Смоленске чрезвычайно злободневная).
- Это не столько попытка наказать нарушителей, сколько профилактика: автомобилисты знают, где размещены эти комплексы и стараются не создавать на дорогах опасных ситуаций, - говорит Андрей Рудометкин.
Интеллектуальная транспортная система, которая с помощью видеокамер фиксирует нарушения правил движения, определяет нарушителя с помощью базы данных ГАИ и отправляет ему квитанцию об оплате штрафа с приложением фото, подтверждающего факт нарушения, является одним из элементов проекта "Безопасный город", представленного Владимиру Путину в ходе его рабочего визита в Смоленск в апреле 2010 года. Ни одна из составных частей этой общегородской системы безопасности по отдельности, в принципе, не представляет собой ничего исключительного, более того - внедрение в регионах некоторых из них осуществляется в соответствии с поручениями правительства. Однако комплексного подхода к обеспечению безопасности городской среды, да еще в масштабе областного центра, до смолян никто в России не использовал. Задумка была одобрена, и власти региона обещали реализовать проект к концу 2013 года. Хоть уже и губернатор в Смоленской области другой, но поинтересоваться результатами внедрения элементов "Безопасного города" небезынтересно.
Уже на старте реализации проекта разгорелся спор, в чьем ведении должна быть новая многофункциональная система. Интерес проявляла и полиция, и МЧС, и департамент по информационным технологиям, а у семи нянек дитя обязательно остается без глаза. Только в начале этого года фактически было принято политическое решение: система "Безопасный город" передана в ведение областного центра информационно-коммуникационных технологий, который и отвечает за ее работоспособность. Помимо упомянутой выше системы фиксации нарушений правил дорожного движения на улицах Смоленска, составной частью проекта "Безопасный город" является сеть видеокамер на улицах Смоленска, изображения с которых отслеживаются полицейскими, и позволяют в случае совершения правонарушения принять немедленные меры для его пресечения.
Система видеонаблюдения на улицах начала создаваться в областном центре примерно десять лет назад. Она доказала свою эффективность ощутимым снижением числа правонарушений в той части города, которая была ею охвачена. Сейчас ситуацию на улицах Смоленска в непрерывном режиме фиксируют 136 камер, еще десять в ближайшее время будут установлены на набережной Днепра. Здесь нужно учитывать одну тонкость: сначала на улицах устанавливали аналоговые камеры, те, что появились в последнее время, - цифровые и куда более совершенные.
- Как и в первом случае, система позволяет заниматься профилактикой правонарушений, - говорит Андрей Рудометкин. - Люди понимают, что их действия фиксируются, что запись хранится около месяца, так что полицейским не составит труда разобраться, что именно произошло на улице, и, в случае необходимости, опознать участников происшествия. Конечно, с использованием записей цифровых камер это сделать проще, но и аналоговые я не стал бы ни отвергать, ни говорить о необходимости их замены на более совершенные. Сейчас это полностью работоспособная налаженная система.
Но назвать ее идеальной пока, увы, нельзя. Камер слишком мало, в огромном и небезопасном Заднепровском районе их, например, вообще нет. Судя по всему, в ближайшее время ничего в этом смысле не изменится: хоть у департамента и есть план установки еще 60 камер, проект регионального бюджета на 2014 год не предусматривает выделения средств на расширение системы видеонаблюдения. Кроме того, наращивание числа камер приводит к возникновению новых проблем: один человек вряд ли способен уследить более, чем за восемью экранами, то есть нужны или дополнительные штаты наблюдателей, или внедрение автоматических систем обработки данных.
Кстати, камеры видеонаблюдения у банкоматов, офисов банков и крупных компаний, во избежание неприятных сюрпризов предпочитающих наблюдать за прилегающей территорией, к системе "Безопасный город" не подключены. Хотя, в случае необходимости, коммерческие структуры, конечно, делятся с полицией своими записями.
- Задача наладить взаимодействие с коммерческими структурами, по максимуму задействовать их ресурсы есть, - говорит Андрей Рудометкин. - Но для этого нужно время.
А вот жители Смоленска к дальнейшему расширению сети видеонаблюдения за улицами города небезразличны: они пишут обращения с просьбой установить камеры в местах, где нередко происходят неприятные инциденты, на опасных отрезках улиц, даже у собственных подъездов. По словам начальника департамента, удовлетворить поток этих обращений в ближайшее время проблематично, но когда в бюджете появятся средства, поступившие от граждан пожелания учтут.
Третьей частью проекта "Безопасный город" должен был стать "Умный свет" - система рационального освещения города в темное время суток. После установки датчиков движения на малолюдных улицах фонари должны были включаться только тогда, когда по данному участку тротуара идет человек. Решением этой задачи нужно заниматься, конечно, уже не с полицией, а вместе с мэрией, но на протяжении ряда лет городские власти существуют как бы сами по себе и совместной с иными органами власти деятельности успешно избегают. На сегодняшний день сказать об "Умном свете" просто нечего.