Речь зашла и об исчезнувших 24 папках с рукописями, которые конфисковали при аресте. Известно, что последние работы Исаака Бабеля упаковали в 7 свертков и сдали младшему лейтенанту, работавшему в группе, а потом, видимо, они осели в архиве одного из членов политбюро. Поиском наследия писателя сейчас занимается внук Исаака Бабеля - Андрей Малаев-Бабель, который приехал из США на ярмарку нон-фикшн и лично представил книгу воспоминаний бабушки в "РГ". И к тому же сделал еще один подарок - показал рабочие материалы к фильму американского режиссера Дэвида Новака, в которые вошло интервью с Антониной Пирожковой, снятое в 2001 году. Самой Антонины Николаевны не стало в 2010-м.
Долгие годы от нее скрывали правду о том, что Бабель был расстрелян. 15 лет она считала, что он - в лагерях. И даже это не вызывало в ней злости. Конечно, Бабель в чем-то формировал ее характер, как и она - влияла на него. Он учил ее вниманию к людям, учил любопытству к происходящему.
Помимо окончания фильма, который по набранному материалу сейчас способен перерасти в документальный цикл о писателе, у Андрея Малаева-Бабеля есть и еще одно дело на повестке дня. Публикация следственных материалов по делу деда. В 2014 году истечет 75-летний срок давности, что позволит открыть те страницы, на которых Исаак Бабель говорит о третьих лицах. А значит - в руки к его внуку попадет полный архив ФСБ и Главной военной прокуратуры. Или почти полный. Ведь уже сейчас появляются некие темные пятна. Например, из дела изъята тюремная книга с графиком проведения допросов и часами посещения врача.
В документальном фильме о Бабеле, готовящемся сейчас в Америке, звучат воспоминания о том, как при первом знакомстве с Бабелем Антонине Николаевне пришлось залпом выпить рюмку водки, чтобы не посрамить честь инженера-строителя перед известным писателем на званом приеме. А ведь Антонина Николаевна, помимо того что с детства обладала выдающимися математическими способностями, была еще и автором многих станций московского метро. Обе "Киевские", "Павелецкая", купола на "Маяковской" - дело ее рук и ума. В фильме Антонина Николаевна вспоминает, как Бабель, размышляя над сюжетом, ходил по комнате и наматывал суровую нить себе на руку, а потом, как только сюжет сложился, шел записывать его на особым способом нарезанных листах. О том, как она решилась. Как с "лицом Анны Карениной" - по выражению писателя - поехала к Бабелю встречать Новый год.
В фильме режиссер задает Антонине Пирожковой и самый тяжелый вопрос.
- Как вы пережили арест и расстрел?
- А я это так и не пережила...