Активисты ОНФ провели мониторинг ситуации в регионах, о результатах которого пойдет речь на "Форуме действий" Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" в Москве 4-6 декабря 2013 года.
Первыми во всеуслышание заявили о наболевшей проблеме жены военнослужащих из города Балтийска Калининградской области, где за последние три десятилетия не было построено ни одного детского сада, а имеющиеся обветшали до критического состояния. Доведенные до отчаяния бездеятельностью местных властей, молодые мамы пригрозили устроить сорокакилометровый марш протеста с колясками из Балтийска в Калининград. До этого, правда, не дошло: власти начали реагировать, когда протестующие обратились к президенту Путину. За дело взялся Народный фронт. Сейчас в Балтийске заканчивают реконструкцию трех детских садов, которые должны открыться не позднее января нового года. Один садик начали строить, потом начнут возводить еще один.
Не менее драматичны и показательны казанская и кольчугинская истории. Жительницы Казани вышли на митинг против повышения платы за детские сады. Их возмутило то, что в связи с изменением федерального Закона "Об образовании в РФ" с 1 января 2014 года ожидается повышение родительской платы: ее средний базовый размер увеличится до 2,5 тысячи рублей. Это могло привести к тому, что проблема очередей в детские сады в этом регионе решилась бы, но только потому, что услуга оказалась бы не по карману многим родителям. Вряд ли именно этого хотел Владимир Путин, когда ставил в своем указе задачу решить эту проблему к 2016 году. Кольчугинцы протестовали против закрытия детсадов под видом "оптимизации" системы дошкольных учреждений. В обоих случаях вмешательство Народного фронта помогло перейти от митинговых крайностей к диалогу общества и власти.
Как же решается проблема ликвидации очередей в детские сады на разных уровнях? В 2013 году на модернизацию региональных систем дошкольного образования по настоянию депутатов Госдумы, в том числе активистов Народного фронта, правительство выделило из федерального бюджета 50 миллиардов рублей. На следующие три года министр финансов тоже публично обещал найти деньги и поддержать аналогичные предложения депутатов, но вместо 180 миллиардов до 2016 года нашел лишь 10 миллиардов рублей.
Странно слышать жалобы чиновников на дыры в бюджете, когда самим себе они предпочитают ни в чем не отказывать - ни на федеральном, ни на региональном уровнях. В том числе в чрезмерно дорогих автомобилях, на что в последнее время не раз указывали активисты Народного фронта. Не случайно параллельно с деятельностью по выявлению закупок дорогих авто для чиновников и незаконных коммерческих контрактов проект ОНФ "За честные закупки" проводит контроль тендеров на строительство детских садов. В этой области также процветают злоупотребления и коррупционные схемы.
Недавний пример из Московской области: активисты ОНФ выяснили, что в Коломне заказ на разработку проектно-сметной документации для строительства детского сада многократно подорожал, а бюджет города недосчитался многих миллионов, которых хватило бы еще не на один аналогичный проект. Губернатор области был проинформирован и разбирается в этой истории.
В Сахалинской области поставили вроде бы благую цель - выполнить поручение президента на год раньше. Выделили на эти цели из бюджета 9 миллиардов рублей на строительство 30 дошкольных учреждений. Договорились со строительными организациями, что те строят садики, а бюджет в течение двух лет после сдачи в эксплуатацию выкупает их с погашением процентной ставки по кредитам, которые те привлекут в качестве инвестиций. Хорошая схема, только вот сумма процентов набегает такая, что (при средней стоимости сада на Сахалине 200 миллионов) на эти деньги можно построить еще не менее 8 детских садов. Это победа "любой ценой", которая никому не нужна.
Федеральное правительство вместе с регионами должно искать альтернативные пути решения актуальной проблемы. И ОНФ уже обращал на них внимание властей. Это развитие системы домашних детских садов, дошкольных учреждений при предприятиях, а также возможность направлять средства материнского капитала на оплату детсада. Кроме того, Народный фронт берет под свой контроль расходование выделяемых средств на строительство детских садов в рамках интернет-проекта "За честные закупки", готовит поправки в Закон "Об образовании в РФ" в части ограничения роста родительской платы за детсады. "Майский" указ президента подразумевает необходимость создания условий решения проблемы, а не является указанием осваивать на эти цели бюджетные деньги. Именно в этом ключе видят совместную задачу власти и общества в ОНФ.
Для примера: до 2016 года потребности одной только Москвы составят не менее 160 тысяч новых мест в детских садах. В числе решений, которые, на взгляд Народного фронта, лежат на поверхности, - формирование системы домашних детских садов. В настоящее время, по данным минобразования, из 58 тысяч различных детских дошкольных учреждений, имеющихся в стране, порядка 1,2 тысячи (2%) приходится на лицензированные частные сады, примерно столько же коммерческих детсадов работают без лицензии. Дошкольные учреждения посещают всего 5,5 миллиона детей, но из них всего лишь около 28 тысяч (0,5%) ходят в коммерческие сады. Капля в море. Почему? Не секрет, что люди, которые берутся за это дело и хотели бы работать легально, сталкиваются с массой трудностей, включая чиновничьи препоны. Если такие услуги почему-либо неугодны местным властям, в ход идут любые предлоги для отказа, самый удобный из которых - санитарные правила и нормы. Между тем, как подсчитали эксперты ОНФ, реализация этой меры позволила бы создать до 2025 года в целом по стране около 700 тысяч новых рабочих мест. Для этого, прежде всего, необходимо кардинально изменить действующее законодательство, в том числе разрешив размещать детские сады в жилом фонде.
Как показал опыт Балтийска и ряда других регионов, где активистами ОНФ проведен общественный мониторинг проблемы, все необходимая правовая база для этого либо уже создана, либо ее можно легко создать по опыту других территорий. Но работа просто не проводится. И очереди в детские сады остаются.
Указом президента ясно поставлена задача: к 2016 году очередей в детские сады быть не должно. Конструктивное взаимодействие власти и общества будет способствовать достижению этой цели. Нужно только, чтобы власть была готова услышать общество и проявить гибкость при выборе путей решения проблемы. А активисты Общероссийского народного фронта готовы оказать содействие в этом.