Наставник Led Zeppelin Рой Харпер выпустил новый альбом

Есть люди в современном роке, которых можно назвать "невидимыми героями". Они не лезут на первый план перед фотографами, не тусуются на пышных музыкальных премиях. Не раздают интервью, рассчитанные на получение бурного "момента славы", да и вообще старательно избегают светской популярности. Но, возможно, без них и не было бы многих замечательных содружеств и идей, которыми гордится сегодня рок-музыка. Гитарист и певец Рой Харпер - безусловно, среди таких славных и немного таинственных личностей.

Вот и сейчас он вернулся на сцену неожиданно, после тринадцатилетнего отсутствия. С альбомом, названным почти автобиографически точно: Man & Myth ("Мужчина и миф"). Поскольку именно Роя Харпера считал своим старшим другом и учителем Джимми Пейдж из Led Zeppelin. А Pink Floyd пригласили спеть на своем, возможно, самом философски-концептуальном альбоме Wish You Were Here, в треке Have A Cigar, где речь шла о том, умеют ли люди сохранять идеалы юности, позволяющие им оставаться честными и счастливыми. При этом, рок-звезды не уставали восхищаться Харпером за то, что тот не стремится к пышной славе, а всю жизнь делает только то, что хочет: сочиняет и поет страстные, поэтически-глубокие и драматичные гитарные баллады. Страстные, порой идеалистические, но очень искренние. Сами-то лидеры Led Zeppelin Роберт Плант и Джимми Пейдж полагали, что многое делают в угоду хит-парадам и массовому успеху. И успокаивали себя: "Зато есть Рой Харпер, который всегда будет для нас примером нонконформизма, чтобы и в нас тоже оставался этот дух"...

В благодарность именитые музыканты всячески поддерживали старшего друга. Порой бесплатно играли на его сольных альбомах: Пейдж, ударник Билл Брафорд из Yes и King Crimson, гитарист и соратник Пола Маккартни по группе The Wings Генри Маккалоч и другие. А Led Zeppelin даже посвятили ему песню Hats Off To (Roy) Harper ("Снимите шляпы перед Роем Харпером"), записанную на их третьем альбоме. При этом сам Харпер предпочитал акустическую гитару, исполняя под нее своим высоким, слегка взволнованным голосом мудрые, напевные и пространные баллады. И фактически стал недостающим звеном между фолк-роком, Бобом Диланом, Нилом Янгом и пространным интеллигентным роком в традициях Pink Floyd и Yes.

А попутно никогда никуда не торопившийся, пытливый Рой Харпер открывал для друзей музыкантов новые горизонты. Например, в кельтской народной музыке. Ради этого музыкант записал альбом 2000 года The Green Man под гитару и такой нетипичный инструмент для рока, как волынка. Особого успеха он не имел. Зато масса других известных или молодых гитаристов внимательно вслушивались в его звучание и в дальнейшем решали, не воспользоваться ли его возможностями уже при записи собственных дисков. Хотя справедливости ради стоит заметить, что еще прежде волынку использовали шотландские хард-рокеры Nazareth, правда, эпизодически - в тутульном треке своего культового альбома Hair Of The Dog.

В новом диске Харпера тоже хватает необычностей. После первого трека Enemy - с призывной мелодией, бойким ритмом и напористой электрогитарой, увлекающей развернутыми соло в духе поздних Pink Floyd, он переключается на более привычную для себя музыку. И снова масса именитых коллег захотела высказать свое почтение к Рою Харперу. Среди них оказался гитарист группы The Who Пит Тауншенд и еще немало знаменательных персон, добавивших альбому светлых или тревожных оттенков звучания. В частности, в нескольких треках его музыке очень пригодились виолончели и скрипки...

Но "Мужчина и миф" - это в первую очередь гитарные переборы и неспешное исполнение баллад, в которых очень много души, тонких размышлений о жизни, религии, мистике и мечтах, которые всегда должны быть с человеком. Да и вокал Рэя Харпера удивительно переменчив, в зависимости от идеи песни. Он то более мужествен и брутален - когда речь идет о житейской стойкости. То звучит уже более высоко и взволнованно, повествуя о человеческих страстях и страданиях, которые старается понять и преодолеть. Мало кто еще в рок-музыке умеет так играть своим голосом, становясь в песнях в первую очередь драматическим актером с гитарой, а уже во вторую - музыкантом.

При этом аранжировки часто несложны и даже аскетичны: хотя бы для того, чтобы люди могли осознать все пропетые Харпером слова и истины. И услышать, как в Heaven Is Here начинает звучать другой не типичный для рока инструмент - бузуки, а других треках - то мандолина, то банджо. Собственно, раздвигать привычные горизонты музыки и присутствие в ней беспокойной поэтической мысли и доброй души - всегда было в традициях Роя Харпера. С тех пор, кажется, ничего не изменилось. И правильно.