Штефан Фюле также сказал, что если Украина не подпишет соглашение об ассоциации с ЕС, то это негативно повлияет на ее переговоры с Международным валютным фондом. Впрочем, даже если Украина подпишет документ, МВФ, по словам еврокомиссара, все равно не смягчит условия предоставления ей кредита в размере 10 миллиардов евро. В лице Украины МВФ хочет иметь дело с платежеспособным партнером. "Когда вы одалживаете большую сумму денег, - сказал Фюле, - вы хотите, чтобы ваш партнер был платежеспособным и через определенное количество времени вернул долг, а не требовал все больше денег". Киев же, в свою очередь, желает получить кредит, но отклоняет требование МВФ повысить цены на газ для коммунальных учреждений и дотированной промышленности. Кроме того, Киев просит Европу предоставить преференции для украинского экспорта - например, снять предусмотренные зоной свободной торговли квоты на импорт металлургической продукции.
Пока Киев торгуется с ЕС, украинская оппозиция требует отставки правительства, сторонники евроинтеграции пикетируют здание кабинета министров, а депутаты трех оппозиционных фракций настаивают на проведении внеочередной сессии Верховной рады для принятия "евроинтеграционных законов". Президенту страны адресованы требования: "Отменить решение правительства (о приостановке подписания соглашения с ЕС. - В.В.), прекратить политические репрессии и освободить Юлию Тимошенко, восстановить курс на евроинтеграцию и подписать соглашение об ассоциации с ЕС".
По всем признакам, Украина переживает очередной Майдан. Только теперь он сменил окраску. На пространстве, где девять лет назад торжествовало оранжевое, сегодня царит желто-голубое (государственный флаг Украины) и сине-золотое (флаг Евросоюза).
Причины очередного политического кризиса на Украине, конечно же, не сводятся к накаленным страстям вокруг евроинтеграции и тем более к таким частностям, как нежелание Виктора Януковича выпустить из заточения Юлию Тимошенко. Настоящая причина нестабильности заключена в системе власти, сложившейся здесь после 2004 года. Эта система разбалансирована. У нее нет надежных опор. Да и политическая элита страны после первого Майдана не претерпела существенных изменений. Практически все, кто получил посты в послереволюционном правительстве, до этого побывали во власти. Кабинет министров был сформирован из людей, в разное время и по разным причинам отправленных в отставку прежними президентами. Эту команду обиженных формировали обиженные больше всех - бывший премьер-министр Ющенко и бывший вице-премьер Тимошенко. Потом примерно то же проделал и Виктор Янукович.
Дело, впрочем, не только в том, что собирательный портрет нынешней украинской власти мог бы быть посвежее. Дело прежде всего в отсутствии отлаженных государственных механизмов, способных работать в автономном режиме, независимо от того, о чем Янукович договорится с оппозицией и кто кого потом кинет (это, кстати, еще одно свойство украинской политики: никто никому не верит). Помните казус, случившийся едва ли не сразу же после того, как Верховная рада в новом составе приступила к работе, а именно - первое голосование по кандидатуре Юлии Тимошенко, представленной на пост премьера? Чтобы вернуться в премьерский кабинет, где она однажды уже побывала на правах хозяина, Тимошенко тогда не хватило одного голоса. Причина возникшего дефицита поддержки была отчасти забавна: технический сбой в электронной системе подсчета голосов. Что в момент голосования, пусть даже очень важного, электроника дала сбой, нет оснований сомневаться. Бывает. Техника, особенно неисправная, способна творить чудеса. Но глупая техническая накладка стала предвестием неминуемого, уже просто запрограммированного разлада в парламенте. Ведь случившийся сбой был лишь по виду техническим. По сути же он имел политическую природу. Коалиция, насчитывавшая 228 мандатов (всего на два больше, чем требовалось для численного перевеса), лишенная надежного резерва голосов, была изначально не защищена от всяческих напастей; кто-то заболел, кто-то, как многократно бывало, перебежал в другую фракцию, кто-то соблазнился административной должностью - и все, на электронное табло уже неча пенять, оно покажет достоверный результат.
Шаткость властной конструкции, созданной на Украине девять лет назад, сегодня вновь проявилась. "Уже не год и не два идет становление молодой державы, - говорит руководитель социологической службы "Украинский барометр" Виктор Небоженко. - И легче удается формировать какие-то практические институты со своими ритуалами, чем выработать что-то концептуальное. Концептуально же государство держится на Конституции. Но украинская Конституция оказалась не то чтобы мертворожденной, просто формальной. Здесь все правильно, но при этом ни одно из ее положений не работает. Люди, писавшие ее, ориентировались на мировые модели конституций, владели технологией создания законодательного текста, но не имели перед собой социального заказа, не учитывали историю страны".
Виктор Янукович в своем обращении к нации, прозвучавшем на днях, сказал, что "альтернативы построению общества европейских стандартов в Украине нет". Но пока не укрепятся государственные институты, не появятся нормально работающие механизмы управления, украинской системе власти гарантирован регулярный Майдан.