"Границы выживания" Элли Кей, по виду детская книжка-раскладушка, исписанная чернилами и обтянутая разноцветными полосками ткани, невысоким заборчиком вытянулась рядом с огромным ажурным веером - "Незнакомкой" работы Сары Импи.
Это когда-то, произнося слова "квилтинг" и "пэчворк", люди подразумевали под этим просто способ пошива одеял из разноцветных лоскутов и подбивку стеганых вещей. То, что представили в Москве на своей выставке "В поисках совершенства" художницы группы "Квилт-арт", это в последнюю очередь одеяла и в первую - высокие образцы работы с материалом, снимающей все ограничения с творческой мысли.
"Я сшиваю слои ткани, сверху в разных местах разрезаю, придаю ей тертую и бархатистую текстуру. Получается квилт тонкий, прочный и оригинального цвета", - так Карина Томпсон описывает процесс работы над полотном (в прямом смысле слова) "После лета", собранным, кажется, из самых, что ни на есть настоящих осенних листьев.
Эстер Борнемиса мало констатации того, что она видит вокруг: ее ощущения, видимо, так же тонки, как сетка пряжи, "расчерченная" черно-желтыми полосками органзы и закрепленная на квадратном куске хлопка, на котором едва различаешь дома и людей. Это "Неустойчивое равновесие", а вот ее же "Подземка" - сама устойчивость: плотная ткань резко разделена на черное и желтое, по черному катятся на тяжелых колесах квадраты вагонов.
Вэл Джексон делает одежду из сюжетов, что каждый день видит на улице. С двух сторон ее жилета из окон соседних домов обмениваются шитыми гладью репликами юноша-хиппи и его мама, а на здесь же висящем платье девушки, глядя на одинокого кавалера, обсуждают, не танцует ли он вальс.
Аппликации и фотопринты, рекламные слоганы и интерьеры Венеции (для воплощения которых Фенелле Дэвис достаточно черно-желтых мазков широкой компьютерной кистью), старинный текстиль из льна и хлопка, декорированный выбитыми на них готической вязью философскими размышлениями… Техникам, сюжетам, фактурам ткани на выставке несть числа. Искусство квилта позволяет художницам абсолютно свободно, по-женски выражать мысли и эмоции, делать придуманные и казалось бы, совершенно абстрактные по исполнению сюжеты донельзя буквальными, конкретными.
Ведь как бы ни была заметна отдельность черных и синих лоскутов в работе Диркье ван дер Хорст-Бицма, символизирующих одни грозовое небо, а другие ждущую потоков вод землю - и не читая названия работы понимаешь, что это "Буря", настолько зримо и наглядно этот ворох обрезков передает атмосферу и дух стихии.
А вот в кроваво-буро-синих "Танцах на булавочной головке" Карины Томпсон управляемая "цифрой" машинная игла вышила недоступно-мелкие для исполнения человеческой рукой кровяные тельца, ты словно смотришь на распластанную по лабораторной линзе каплю через окуляр микроскопа.
Правда, к последнему залу выставки гудение компьютерных кулеров умолкает напрочь. Японка Фумико Накаяма создает свои работы по три-пять лет, вместе с помощницами вручную выметывая и мелкими стежками сшивая в своих квилтах аппликации в 10-15 слоев ткани, как это принято у панамских индейцев куна. Вот и получаются у нее "Цветы джунглей", между которыми летают красные ара, ярче и богаче оттенками самых качественных цифровых фото, а "Леса" - зеленее и резче в деталях, чем это бывает в жизни.
А вот своего сайта у Фумико Накаяма, в отличие большинства художниц с выставки, нет. Профессору Киотского исследовательского института прикладного искусства не до таких мелочей.