Это, например, автомобилестроение. Понятно, что нашей продукции трудно будет конкурировать с товарами Старого Света, в то время как при снятии таможенных ограничений Украина будет наводнена дешевыми и, прямо скажем, более качественными автомобилями европейского производства. Вся продукция АвтоЗАЗа, все китайские производства, микроавтобусы, например, их сбыт попадут под удар.
Есть проблемы и по металлургии. Сейчас действуют жесткие ограничительные пошлины на вывоз металлолома. Как только их снимут, сразу весь металлолом будет сдаваться за территорией страны. Тоже убыток. Но самый яркий пример по транспорту - сегодня весь транзит по железной дороге и автодорогам у нас ориентирован на страны Таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана. Примерно 80 процентов грузов, которые везут через Украину, идут из Таможенного союза. Эти грузы могут пойти через другие страны.
Кроме того, в Украине целые отрасли промышленности ориентированы на Содружество независимых государств (СНГ), и их продукция никогда не пересечет границу Евросоюза из-за отсутствия спроса. И эти отрасли могут пострадать из-за того, что сбыт в СНГ с принятием Украины в Евросоюз может быть осложнен. Например, двигатели для вертолетов Ми (корпорация "Мотор Сич") нужны только российским вертолетам и больше никому. Также абсолютно не нужны никому в Европе самолеты Ан. Есть, конечно, и традиционные базовые экспортные отрасли, такие, например, как химия, металлургия. Они выгодны для ЕС, так как с точки зрения логистики Старый Свет получит дополнительную прибыль благодаря снятию ограничений на вывоз этой продукции к ним.
Под ударом окажется и сельское хозяйство - в Евросоюзе очень серьезные дотации в аграрный сектор, продукция ЕС будет более конкурентной, чем украинская. Если все европейское хлынет к нам, то будут проблемы сбыта у фермеров. Тем более что организовать похожий уровень дотаций наша экономика пока неспособна.
Теперь о том, что касается уже не раз обсужденных требований МВФ о повышении коммунальных платежей для населения и заморозки зарплат. Они не идут в комплексе с переговорами о присоединении к Еврозоне. Требования МВФ касаются только условий для выдачи кредита в 15-17 миллиардов долларов, а это - предмет отдельного обсуждения. Но в принципе можно обозначить пять важнейших условий, выполнения которых Украине нужно добиться от Евросоюза, чтобы страна наша, в конце концов, не встала на колени, а была полноправным ассоциированным членом.
Первое - это четкое понимание и признание в Европе того факта, что Украина будет изыскивать возможности компенсаций потерь от возможных осложнений в сотрудничестве с Россией. Второе - переход на технические стандарты ЕС. Например, нам, чтобы перейти на них, нужно порядка 160 миллиардов евро в течение 7-10 лет. И эти средства изыскать внутри страны на данный момент, мягко говоря, непросто. Третье - нам уже обещают 16 миллионов евро технической помощи от ЕС в течение 3 лет. Надо выполнять данное обещание, но пока воз и ныне там. Четвертое - мы надеялись, что сотрудничество с МВФ будет более последовательным, страны ЕС могут повлиять на этот процесс, и мы бы тоже хотели добиться от них помощи в этом вопросе.
И, наконец, пятое. Все-таки мы надеемся, что сотрудничество с ЕС поможет избежать конфронтационных отношений с теми рынками сбыта, которые у нас уже есть. Именно поэтому считаю необходимым проведение трехсторонних переговоров Украина - Россия - Евросоюз, на которых мы могли бы снять все возникшие противоречия.
Мы также хотели бы выполнения определенных договоренностей, естественно, обоюдных, и при обсуждении участия Украины в Таможенном союзе в качестве наблюдателя. Изначально была позиция "3+1", где Украина обретала определенный статус. Плюс шли разговоры о присоединении нашей страны к отдельным секторальным соглашениям. Мы готовы участвовать в различных программах, готовы сертифицировать нашу продукцию, идущую в Таможенный союз, по его стандартам.
На данный момент, кстати, существует около 70 законодательных актов Таможенного союза, к которым мы можем присоединиться без ущерба для нашей экономики. Кроме того, Украина заинтересована в сохранении существующего сегодня объема экспорта в страны Таможенного союза. Те предприятия, которые работают, и технологические цепочки, рынки сбыта которых ориентированы только на страны Таможенного союза, должны работать. А та российская продукция, которая потреблялась в Украине, будет и дальше востребована. Так и будет развиваться наше дальнейшее сотрудничество.
Вместе с тем мы могли бы кое-что и предложить. Так, например, Украина может в случае успешной евроинтеграции стать посредником, связующим звеном между Таможенным союзом и Евросоюзом. Кроме этого, ассоциированное членство Украины в ЕС могло бы привлечь заинтересованных российских инвесторов в нашу экономику. Мы к этому тоже готовы.
Плотников Алексей Витальевич родился на Украине в Запорожье. 48 лет. Окончил Киевский институт народного хозяйства, экономист. Начинал карьеру ревизором-инспектором финансового управления Киевского горисполкома. Преподавал в Киевском институте народного хозяйства, был завотделом Института мировой экономики и международных отношений Национальной академии наук Украины.
Был народным депутатом Украины V и VI созывов от Партии регионов. Доктор экономических наук, профессор. Заслуженный экономист Украины. Член Партии регионов. Увлекается путешествиями.
Подготовил Тарас Фомченков