По мнению спикера нижней палаты, ситуация в экономике остается сложной, поэтому сейчас как никогда востребованы частные инвестиции. "По имеющимся расчетам, рост ВВП вряд ли выйдет на ранее прогнозируемый уровень в 1,8%, - заметил Сергей Нарышкин. - А инфляция, скорее всего, перейдет планку в 6%".
В итоге - расчет на эффективность взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Поэтому ГЧП должно сыграть ключевую роль. Однако, он подчеркнул, "единственным работающим инструментом ГЧП являются концессии, хотя потенциальный спрос на ГЧП гораздо шире". В числе поправок к законопроекту предлагается предоставить концессионеру земельный участок в рамках единой конкурсной процедуры при заключении концессионного соглашения.
Как отмечали участники совета, про ГЧП долго и много говорят, но на выходе количество проектов можно пересчитать по пальцам. По мнению гендиректора Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилла Дмитриева, развитию ГЧП в субъектах РФ мешает, во-первых, ограничение действия договоров по времени. Так, в регионах вынужденно отказываются подписывать соглашения с инвестором на срок более чем три года, что лимитировано бюджетным циклом. Сейчас в законопроект вносится поправка, поддержанная правительством, разрешающая субъектам РФ брать на себя обязательства перед инвестором на 10-летний период. Уже с учетом этих изменений РФПИ сейчас обсуждает с администрацией Приморского края инвестпроект по строительству платной дороги.
Другим сдерживающим фактором, по мнению Кирилла Дмитриева, является ограничение использования пенсионных накоплений в ГЧП-проектах. "Сейчас ряд НПФ могут инвестировать в бумаги, которые имеют либо суверенный рейтинг, либо гарантии РФ, - пояснил "РБГ" Кирилл Дмитриев. - А мы говорим, что есть и другие проекты, с гарантированным денежным потоком, почему бы не использовать для этого новые инструменты? Тем более когда появляется возможность гарантировать сохранность вложений на 10 лет. К примеру, сейчас обсуждается механизм залога будущих денежных потоков, он распространяется как раз и на средства пенсионных фондов, которые будут гарантированно защищены. Поэтому ограничения для НПФов будут сняты.
Кроме того, будет создано специальное общество проектного финансирования, которое позволит лучше привлекать деньги для ГЧП-проектов, пообещал глава РФПИ. Это позволит, к примеру, владельцу бизнеса заложить еще не готовый имущественный проект. Инфраструктурным бизнес-проектам это пойдет на пользу, полагают в фонде.
После первого чтения законопроекта нерешенным остался вопрос по собственности на объект ГЧП, отметил директор департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства минэкономразвития Игорь Коваль. С ним согласилась и первый заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева, заметив, что в последней версии законопроекта исчезла очень важная норма о комплексном освоении территории. "В существующем виде законопроект вообще не распространяется на жилищное строительство, а мы считаем, что комплексное освоение территории (КОТ) - это не только строительство домов, но и создание объектов транспортной, инженерной инфраструктуры", - отметила Николаева и предложила расширить законопроект о ГЧП. Ее поддержал глава Сколково Виктор Вексельберг, заметив, что сейчас в нашей стране реализуется около 80 проектов КОТ, поэтому их нельзя оставить без внимания.
Между тем бизнес, который уже попробовал свои силы в ГЧП-проектах, беспокоит другое. Так, председатель совета директоров компании "Усть-Луга" Валерий Израйлит посетовал, что отсутствует механизм координации федеральных программ с проектом компании.
Для чего вообще бизнесу стоит участвовать в проектах с госучастием, из текста законопроекта тоже пока остается неясным. По мнению Елены Николаевой, обязательно стоит прописать в документе механизм эффективности и возвратности средств инвестора.
- Мы стоим на пороге финансирования проектов из средств ФНБ, поэтому хотелось бы большего участия частного бизнеса, - говорит председатель совета директоров "Уралкалия" Александр Волошин. - Лишь тогда можно говорить о разумной доходности.
Глава Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров полагает, что, пока мы не изменили инвестклимат в стране, нет смысла тратить деньги ФНБ и пенсионных фондов. "Одного закона о ГЧП мало, необходимо менять экономическую модель, - уверен депутат. И предлагает начать с пересмотра всех госпрограмм, которые на самом деле сейчас не работают. В то же время проекты, создаваемые в рамках ГЧП, должны представляться в нижней палате парламента и включаться в структуру госпрограмм, из которых строится федеральный бюджет, настаивает Макаров.