02.12.2013 23:40
    Рубрика:

    Инвестиционный климат в регионах оценят предприниматели

    Национальный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов, разработанный Агентством стратегических инициатив (АСИ), будет составлен к концу следующего года. Кто и как именно будет оценивать инвестиционный климат в субъектах РФ, "РБГ" рассказал генеральный директор АСИ Андрей Никитин.

    - Рейтингов очень много. Чем будет отличаться рейтинг АСИ от остальных?

    - Для начала: это будет не рейтинг АСИ, а рейтинг всех ведущих деловых объединений. Создана рабочая группа, куда вошли представители "Деловой России", "ОПОРЫ России", ТПП, РСПП, Консультативного совета по иностранным инвестициям, Клуба лидеров. АСИ выступает как проектный офис, как координационная площадка в этой работе.

    Теперь об отличиях. Рейтинг Всемирного банка измеряется только по Москве. И даже когда мы выполняем президентское поручение и движемся в сторону намеченного 20-го места, мы не можем посредством этого рейтинга измерить ситуацию в регионах. А бизнес у нас расположен не только в столице. Чтобы действительно объективно судить о том, улучшается инвестклимат или нет, нам очень важно понимать ситуацию в каждом субъекте и в каждом городе.

    - Рейтинг будет основан на опросах предпринимателей. Как вам удастся их опросить во всех регионах?

    - Я абсолютно не сомневаюсь, что получится провести именно всероссийский опрос, потому что у нас уже несколько тысяч предпринимателей в каждом из 83 регионов работают над Региональным стандартом по работе с инвесторами. Региональный стандарт в каждом регионе принимает экспертная группа, состоящая из предпринимателей. И эти люди у нас уже есть. Плюс несколько тысяч представителей занимаются мониторингом "дорожных карт". Это строители, энергетики, экспортеры. По большому счету, у нас уже процентов на 60 готов пул респондентов по всей стране. Плюс еще четыре деловых объединения со своими региональными отделениями, своими командами, своими компаниями. Я, конечно, не эксперт в области социологии, но уверен, что мы сможем почувствовать результаты этого рейтинга, сможем их дать достаточно объективно. И безусловно, у этого рейтинга будет аудитор, признанный на международном уровне - аудиторская компания, которая имеет авторитет и в России, и за рубежом. На этот контракт будет объявлен тендер.

    - Вы собираетесь привлекать рейтинговые агентства?

    - Конечно, мы будем привлекать рейтинговые агентства. Одно из них станет оператором этого рейтинга. Но кто это будет, я пока не знаю, потому что предстоит открытый и прозрачный отбор. В России не так много агентств, результаты которых были бы признаны на международном уровне. А нам важно сделать рейтинг, который отражал бы объективную картину.

    - Кто будет разрабатывать методологию?

    - Методологию разрабатывает рабочая группа из числа представителей деловых объединений. Мы уже сформировали ее. Собрали тех, кто уже занимался подобными рейтингами. Мы, кстати, сейчас активно дискутируем по поводу выбора правильной методологии.

    - Как часто будет обновляться этот рейтинг? На основе чего он будет строиться?

    - Обновляться он будет раз в год. Мы рассчитываем, что какие-то первые результаты, возможно, не по всем регионам, будут представлены в мае-июне. Строиться рейтинг будет на трех базовых наборах показателей. Первый набор - показатели регионального инвестклимата. Они вытекают из нашего стандарта. Это то, что касается институтов и услуг, которые предоставляют регионы. Нас интересует, есть ли они и какого качества. Второй набор показателей - это специальные инструменты регионов для малого бизнеса. Мы их вынесли в отдельный блок, потому что считаем эту задачу одной из приоритетных. Это в том числе наличие и качество бизнес-инкубаторов, различных форм их поддержки. Третий большой блок - это показатели, вытекающие из наших "дорожных карт" национальной предпринимательской инициативы. Сколько по времени можно получать разрешения на строительство, какое время требуется на подключение к электросетям в каждом из регионов. Третья группа показателей будет оценивать активность не только региональных администраций, но и деятельность территориальных органов федеральной власти. Например, та же регистрация предприятий - ответственность ФНС в регионах.

    Подчеркну: это не рейтинг губернаторов, а рейтинг инвестиционной привлекательности региона. Мы понимаем, что инвестпривлекательность региона складывается как из усилий губернатора, так и из качества работы территориальных органов федеральной власти. Иногда с этим бывают проблемы, мы их тоже будем обсуждать. Кроме этих трех больших блоков, я бы еще отдельно выделил один из показателей, который будет связан с работой региональных бизнес-омбудсменов. Это правоприменение, это жалобы.

    - Рейтинг будет отражать качество управления регионом со стороны команды губернатора и со стороны территориальных органов федеральной власти. Что будет с теми, кто окажется в конце списка?

    - Это не мы будем решать. И еще очень важный момент. Никакого списка не будет. Мы сгруппируем регионы по трем или четырем группам. Перед нами не стоит задача кого-то объявить плохим или кого-то объявить хорошим. Мы сейчас занимаемся, допустим, картой по энергетике, и мы видим, что в Свердловской области принят региональный закон, который позволяет сократить сроки по подключениям гораздо больше, чем это удалось, например, сделать в целом по Москве. Задача нашего рейтинга как раз в том и состоит, чтобы увидеть эти лучшие практики и быстро их масштабировать на все другие регионы. Если мы понимаем, что здесь это сработало, давайте предложим всем регионам принять аналогичные законы. Если мы понимаем, что в Москве эффективно сработал штаб по поддержке бизнеса, давайте внимательно изучим, как они это сделали, и предложим другим губернаторам сделать что-то подобное. По сути, это способ быстрого масштабирования того хорошего, что в стране появляется, а не способ наказания, устрашения... Давайте мыслить в позитивном ключе.

    - Будет ли в рейтинге учитываться доверие предпринимателей к региональным властям?

    - Конечно, будет. Ведь отвечать на вопросы о наличии тех или иных институтов и инструментов будут сами предприниматели. Мало создать что-то хорошее, например, свое территориальное агентство развития. Если оно создано, но существует в темном углу за шкафом, предприниматели ничего о нем не знают, то какая в нем польза? В этом случае наличие агентства для региона не результат. Информированность - это предвестник доверия. Поэтому чем лучше региональные власти смогут объяснять свои усилия своим предпринимателям, тем лучше будут их показатели. Это очевидно.

    Мы сейчас работу над рейтингом ведем очень быстро. И я рассчитываю, что до конца года уже определимся точно с методологией, с оператором и с аудитором.

    - Сейчас активно разрабатывается инвестиционный портал для регионов страны. Будет ли рейтинг на них представлен?

    - Конечно. Все наши инициативы взаимоувязаны. Инвестиционный портал - это возможность для каждого региона, который действительно готов работать с инвестором, начать действовать.