Уже к полудню улица Грушевского и правительственный квартал, где находятся здания кабмина и Верховной рады, превратились в бурлящее море. Большая толпа выдвинулась с майдана - там с утра выступил экс-глава МВД Юрий Луценко, призвав демонстрантов идти организованной колонной на Раду.
- Что там говорят? Уже выдвигаемся? - с воодушевлением переговаривались молодые ребята на Крещатике. Ребята оказались не местными, а из Львова.
- Нам эта власть надоела. Мы за Украину и украинцев, - вещал юный революционер.
- Мы за какую партию? Да ни за какую! Нет у нас нормальных партий. Так и напишите в своей Москве. А то вы там все неправильно про нас пишете! - сетует молодой человек в жовто-блакитной накидке на плечах и с ленточкой "я - европеец". Говорит, что забил на лекции в институте, пришел "делать импичмент".
Народ то и дело скандировал "ганьба, ганьба!" ("позор" по-украински) и "геть!". Разгоряченные демонстранты приникли к решетке у здания Рады, по ту сторону которой молча выстроились спецназовцы.
- "Беркут", он! Вы посмотрите на него только! Давай, "Беркут", мы тебе сало с горилкой поставим, переходи на сторону народа, - задирал бойцов пожилой украинец. Разгонят или не разгонят - этот вопрос носился в наэлектризованном до предела воздухе.
День накануне выдался более спокойным - если не считать бурлящего майдана, к которому все уже привыкли.
- Мне за этот день уже два раза приходилось ездить в центр, там жесть! - авторитетно сообщил таксист Юрий, который, как и положено таксистам, знает все последние сплетни и слухи в городе. Сам он на "евромайдане" не был, хотя в свое время сочувствовал "оранжевой революции".
- Тогда мы тусили и было весело. Поговаривали даже, что, может, какую-то аппаратуру подвозили, чтобы в народе такое умиление вызвать специальными волнами. Но с тех пор я сильно разочаровался, больше на баррикады не пойду. Знаете, сейчас гораздо больше агрессии. Вон даже на памятник Ленина на днях напали - Ильич-то им чем не угодил? Вообще-то мы ничего против Ленина не имеем, но европейцам он как-то здесь не нравится, - пояснил попутчик.
Сам Юрий хочет в Европу, у него и сестра замужем за немцем
- Мы его поначалу в глаза фрицем называли. А он ничего, не обижался. Надевал нашу вышиванку по праздникам. Вообще я бы не смог жить, как они там, - неожиданно добавил он.
- Как же так, вы ведь в Европу хотите?
- Но не до такой же степени. Там совсем скучно.
В Киеве в эти дни точно не скучно - хотя более чем тревожно.
- Вы будьте осторожны, у нас тут война какая-то намечается, мы сами не знаем, к чему это все приведет, - предупредила менеджер в отеле. - Надеемся, что скоро это все закончится.
Из-за того, что Крещатик перекрыт, центр города вот уже несколько дней безнадежно стоит в пробках. А с наступлением темноты на окрестные улицы и вовсе не попасть - повсюду вырастают баррикады, возле которых горят костры, и "патрули" перенаправляют заблудившихся путников окольными путями. Бродить здесь в одиночку, без проводников, кажется не самой удачной затеей. Действительно, никакой милиции в округе нет и в помине, зато, если присмотреться, в толпе можно заметить так называемых "координаторов" с непроницаемыми лицами, которые незаметно направляют "революционную" эйфорию в нужное русло. Даже местные признаются, что поначалу побаивались заговаривать тут по-русски - мало ли на кого нарвешься. Бандеровские черно-красные полотна, которые веют на площади Независимости бок о бок с флагами Евросоюза, смотрятся весьма красноречиво. Рядом - знамена львовского десанта, оппозиционных "Удара", "Батькивщины" и националистической "Свободы".
- Про майдан многое говорят. Публика тут очень пестрая - от восторженных студентов до хорошо обученных провокаторов, - рассказывает источник "РГ" в Киеве, который предпочел не "светиться" на страницах московской газеты. - Отличие нынешнего майдана в том, что националистов действительно очень много, и вот они как раз самые идейные. Думаю, они тут точно не за деньги. Чего нельзя сказать о многих активистах от оппозиционных партий - они бы столько народу задаром не собрали.
Киевляне рассказывают, что еще на прошлой неделе им на телефон приходили эсэмэски: "Приходи на майдан - получи 120 гривен". В эти дни рассылка предлагает уже 200 гривен.
- Все это провокация, чтобы нас дискредитировать. И вообще никто нас не финансирует. Пойдемте, покажу вам наш штаб, - случайный знакомый Александр, оказавшийся помощником народного депутата от "Батькивщины", решительно проводит московскую гостью в захваченный накануне Дом профсоюзов. Внутри устроили импровизированный лагерь - с медпунктом и столовкой, куда как раз принесли ящики с яблоками. Ночь потихоньку сошла на нет под дискотеку (говорят, певица-активистка Руслана даже голос сорвала) и молебен.
- Слава Украине! Слава Христу! - провозгласил выступавший на сцене батюшка, не забыв помянуть добрым словом оппозиционного боксера Виталия Кличко.
Что будет завтра - никто не знал. "Постоим - увидим", - говорят в эти дни на майдане.