Замгендиректора рейтингового агентства "Эксперт РА" Павел Самиев отметил, что бизнес не всегда заинтересован в использовании кредитов, потому что видит только стандартные подходы и продукты. О новых же предложениях, например на стыке финансирования и проектной помощи, предприниматели не знают, однако именно такие продукты, по мнению Самиева, могли бы существенно увеличить объемы кредитования МСБ. В обзоре отмечается, что в первом полугодии продуктовая линейка кредитов для МСБ продолжила движение в сторону конвейерных продуктов, при этом спрос клиентов на пакетные предложения продолжает оставаться высоким. А вот сами такие предложения пока в дефиците.
Только 38% опрошенных агентством банкиров предлагают своим клиентам из МСБ комплексные тарифы обслуживания в рамках кредитования. Такой подход можно сравнить с абонементом в фитнес-клуб - предприниматель платит, например, раз в год за абонентское обслуживание в банке и получает за эти деньги и кредитные ресурсы, и расчетно-кассовое обслуживание. Более 40% банков намерены внедрить у себя такие тарифы в ближайшее время, однако пока таких предложений немного. Еще меньше банков предлагают кредитные средства вместе с уже проверенной бизнес-моделью - франшизой. Между тем, по словам вице-президента по развитию малого бизнеса Сбербанка Сергея Борисова, шансы на успех нового бизнеса в случае получения им от банка просто кредитных средств составляет примерно 30%, то есть всего треть. А вот в случае получения от банка не только денег, но и проектной помощи удачно "выплывают" уже 80% начинающих предпринимателей. Еще один перспективный проект, который наверняка заинтересует малый и средний бизнес, - это разработка кредитных продуктов совместно с отраслевыми союзами. По словам Борисова, представители таких союзов как никто другой знают проблемы и "болевые точки" своей отрасли, поэтому их участие в работе над конкретным предложением поможет сделать его оптимальным для бизнеса.
- Замедление динамики роста кредитования МСБ обусловлено насыщением рынка, - отметил директор департамента кредитования малого и среднего бизнеса банка "Петрокоммерц" Виктор Окопный. - Банки уже охватили практически весь существующий рынок МСБ, и это становится серьезной предпосылкой к поиску новых направлений - нестандартных продуктов, нетипичных союзов (как, например, банк и отраслевой союз). Это естественный путь дальнейшего развития банковского бизнес-направления, и кредитные организации, которые осознают эти тенденции и первыми войдут в эти ниши, впоследствии обеспечат себе доминирование на рынке. Однако пока немногие осознали эти преимущества.
Сергей Борисов подчеркнул, что финансы, кредиты - это кровеносная система для любого бизнеса, которому нужны и стартовые деньги, и ресурсы на развитие под разные цели. Поэтому у финансовых организаций должна быть широкая линейка продуктов, закрывающая любые потребности бизнеса. Также эксперт добавил, что бизнес-кредит должен быть для предпринимателя более выгодным, чем потребительский, и в этом направлении банковскому сообществу нужно работать. Сегодня же по-прежнему владельцам малых компаний часто проще оформить на себя как на физлицо потребительский кредит, хотя на самом деле эти деньги планируется вложить в дело.