Пока все спорят, надо ли перепроверять дипломы победителей или верить им как истине в последней инстанции, в России могут вернуть вступительные испытания в приемной комиссии вуза, как это было до введения Единого госэкзамена. Пока, правда, только при поступлении на отдельные специальности.
Так каких же сюрпризов ждать одиннадцатиклассникам и к чему быть готовым?
Система олимпиад школьников действительно позволяет выявить самых талантливых ребят и девушек среди выпускников школ, - обосновал высказанную им идею Ярослав Кузьминов. - Каждый год их бывает порядка 25-30 тысяч по всей стране, около половины раскрывается на олимпиадах. Я ни в коем случае не против системы олимпиад. Но сейчас они стали массовыми. На всю страну обязательно найдутся люди, которым кто-то где-то как-то поможет нечестно получить награду чемпиона.
Система олимпиад, считает Кузьминов, из-за неизбежной субъективности оценки работ предполагает заведомо очень высокое доверие к их организаторам. Поэтому он предложил ввести дополнительный фильтр, подтверждающий право абитуриента на льготное поступление. Чтобы отсеять нечестивцев, олимпиадникам надо будет сдать профильные ЕГЭ минимум на 70 баллов. Иначе право на льготу будет потеряно.
- На олимпиаде проверяется творчество, умение думать, там меньше требований к оформлению, к формальным вещам, а на ЕГЭ требуют четко выполнить типовые задания, - объяснил зампредседателя оргкомитета этапов Всероссийской олимпиады школьников в Москве Иван Ященко. - Поэтому победитель олимпиады на Едином может наделать мелких ошибок и не набрать все 100 баллов. Но решать задания на 70 баллов он должен.
- Я бы установил для олимпиадников планку в 80 баллов на профильном ЕГЭ, - поддержал коллегу ректор Университета дружбы народов, председатель Высшей аттестационной комиссии Владимир Филиппов. - У меня каждый год приходит по десятку "победителей" олимпиад, одновременно сдавших профильный госэкзамен на 40 баллов. Это все блатерство, а не талант.
Для многих вузов, особенно в регионах, олимпиады стали аналогом внутренних экзаменов, которые были до внедрения ЕГЭ, считает ректор Московского педагогического госуниверситета Алексей Семенов.
- Чтобы честно проводить олимпиады, нам надо создать саморегулирующее сообщество экспертов по качеству образования, - предложил руководитель МПГУ. - У нас в стране давняя традиция олимпиад школьников. Но раньше никому не могло прийти в голову, что к академику, определяющему победителей, кто-то придет и попросит вытянуть вот того мальчика. А сейчас - запросто.
Школьные олимпиады взялась защищать только генеральный секретарь Российского союза ректоров Ольга Каширина.
- Мы возмущены тем, что Ярослав Кузьминов поставил под сомнение репутацию школьных олимпиад, - цитирует Ольгу Каширину "Интерфакс". - Олимпиада - система с высоким общественным доверием и репутацией. Это доверие поддерживается и Российским союзом ректоров, и репутацией академического сообщества. Мы очень ею дорожим.
- Я не против олимпиад, я за них, - уточнил свою позицию Ярослав Кузьминов. - Сейчас нет претензий к победителям Всероссийской олимпиады школьников. Я хочу, чтобы со временем олимпиады, проводимые вузами, заслужили бы себе такой же непререкаемый авторитет.
Однако все споры о соотношении олимпиад и Единого госэкзамена могут оказаться бесполезными. Проект приказа министра образования и науки, устанавливающий порядок набора первокурсников на 2014/15 учебный год, разрешает проводить дополнительные испытания творческой (профессиональной) направленности у поступающих в медвузы, а также на зарубежное регионоведение, международные отношения, строительство, филологию и другие специальности. Раньше такие вузовские экзамены были только у абитуриентов театральных или художественных вузов на специальности, где кроме знаний нужны еще и определенные личные качества. Сейчас документ находится на заключительной стадии антикоррупционной экспертизы. И если он будет принят без изменений, то часть университетов получит право проводить свои собственные испытания по общеобразовательным предметам. Потому что как еще можно проверить готовность выпускника школы стать, например, стоматологом, никому не известно. Тогда высокие баллы ЕГЭ и победы на олимпиадах перестанут иметь решающее значение, а судьбу абитуриентов снова будут решать экзаменаторы приемных комиссий.
Еще одно предложение, озвученное Ярославом Кузьминовым, состоит в том, чтобы баллы за ЕГЭ по профильным предметам имели больший вес при конкурсном отборе.
- Сейчас при поступлении в средний технический вуз абитуриенты соревнуются в знании не математики или физики, а русского языка, - согласился с этой идеей Иван Ященко. - Грамотность, конечно, важна. Но инженеру важнее хорошее знание других предметов.
Владимир Филиппов вспомнил, что раньше вузы имели право вводить повышающие коэффициенты и удваивать баллы по профильным предметам.
- Я думаю, к этой практике стоит вернуться, - сказал ректор РУДН. - Это будет стимулировать ребят учить свой предмет, а не набирать более высокую сумму за счет общего развития.