Сооружение большого транспортного узла на левом берегу Дона ведется уже несколько лет. Возведены 10 причалов, грузовые площадки, приняты в эксплуатацию угольный терминал мощностью 1,5 млн тонн и терминал по перевалке 50 тыс. контейнеров в год.
Развитие комплекса серьезно сдерживает отсутствие современной инфраструктуры. Поэтому в 2014 году начнется строительство железнодорожной станции, рокадной автодороги и судоходного канала, что даст возможность увеличить объем перевалки грузов. Эти работы будут вестись за счет госказны. Создание РУПа включено в федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)". Общая стоимость проекта превышает 24,3 млрд рублей. Из них почти 6,4 млрд выделяется из федерального бюджета, 1,2 млрд - из областного и 16,7 млрд - из внебюджетных источников.
Основные грузопотоки порта - уголь, контейнеры, негабаритные грузы, металлолом. Планируется построить зерновой терминал и терминал по обработке минеральных удобрений. За последние пять лет грузооборот РУП вырос в шесть раз и сейчас составляет 1,6 млн тонн в год. К 2020 году, когда завершится реализация проекта, порт должен выйти на проектную мощность 16 млн тонн грузов в год.
- Ростовский универсальный порт станет крупнейшим портом региона, - сообщил "РБГ" губернатор области Василий Голубев. - Это один из самых масштабных транспортных проектов в нашей стране. Его строительство имеет особое значение для развития Донского края, поскольку сможет привлечь дополнительные грузопотоки из черноморских портов России и Украины.
До сих пор финансирование работ велось главным образом за счет частного капитала. Так, в нынешнем году на эти цели консорциум инвесторов выделил 3 млрд рублей. Однако сейчас роль государства резко возрастает.
Перед новым портом стоит задача отобрать часть грузопотока у близлежащих портов Украины. "Через украинские порты ежегодно проходит 45 млн тонн российских транзитных грузов, - сообщил директор РУП Андрей Лещенко. - Этот грузопоток тяготеет к нашим портам, поэтому развитие перевалочных мощностей в Ростове, а также на Тамани открывает большие перспективы перед отечественным бизнесом".
Вмешаться в распределение устоявшихся грузоперевозок сложно, но возможно, полагают эксперты. Правда, одного лишь открытия нового порта для этого будет недостаточно. "Российским компаниям выгоднее отправлять свои грузы на переработку в украинские, а не российские порты, - пояснил руководитель консалтинговой компании "Южное инвестиционное агентство" Александр Потеряхин. - Стоимость перевалки грузов на Украине ниже, чем на юге России, а сохранность грузов зачастую выше. Порты ЮФО смогут конкурировать с украинскими, только если снизят издержки и обеспечат грузоотправителю более короткое транспортное плечо".