Сотрудников "Звездочки" ждут не только поздравления, но и награды. Лучшим журналистам редакции их вручат известные ученые, музыканты, правозащитники, руководители СМИ, вошедшие в Общественный совет при минобороны. Артисты дадут концерт, а ветераны "Красной звезды" наверняка будут вспоминать свою военкоровскую юность и удивительную атмосферу дружбы, творчества и, одновременно, высокой требовательности, которая всегда царила в этой газете.
Хотя первый номер "Красной звезды" вышел 1 января 1924 года, решение об учреждении центральной военно-политической газеты было принято еще в конце ноября 23-го. Не кем-нибудь, а самим Политбюро ЦК ВКП (б) - в то время высшим органом власти в стране. А официальным днем рождения "Звездочки" стало 4 декабря, когда утвердили состав редколлегии газеты и ее название.
На отсутствие внимания со стороны большого начальства редакция никогда не жаловалась. Достаточно вспомнить, что главных редакторов газеты назначал лично Сталин. Он же их и снимал. Известно, что одним из пунктов в повестке дня совещания, которое "отец народов" провел после советско-финской войны, был вопрос о том, как события зимы 39-40 годов освещали в "Красной звезде". В неофициальном рейтинге советской прессы она числилась под №3 после цэковской "Правды" и депутатских "Известий". Соответственно этому статусу изданием командовали целых три генерала - главный редактор, его первый зам и начальник издательства. И только в 90-х годах прошлого столетия должности "с лампасами" в газете сократили до полковничьих. Именно это звание имеет нынешний главред "Красной звезды" Николай Ефимов.
Впрочем, уважение читателей и их интерес к публикациям в газете никогда не были связаны с высоким рангом ее руководителей. Людей всегда волновало, что и как пишет об армии газета. А ее делали настоящие профессионалы и творческие личности. Одни имена чего стоят - Алексей Толстой, Всеволод Вишневский, Михаил Шолохов, Константин Симонов… Они и их коллеги создавали то, что позже назовут школой "Красной Звезды". Автор этих строк проходил ее семь лет, и на всю жизнь усвоил уроки ветеранов-краснозвездовцев. В частности, Владимира Житаренко, который в новогоднюю ночь 1995-го погиб на Северном Кавказе от пули снайпера. Когда это трагическое известие дошло до Москвы, в редакцию тут же съехались чуть ли не все офицеры газеты - просить, требовать, уговаривать главреда: отправьте в командировку в Чечню. Был среди них и полковник Геннадий Миранович. Его, между прочим, взяли в главную военную газету из войск да еще капитаном, что стало редким и, кажется, первым исключением из кадрового правила тогдашних шефов минобороны: комплектовать "Звездочку" только старшими офицерами. А еще вспоминаю Александра Андрюшкова, летчика, прекрасного журналиста и товарища.
На его примере можно судить, что это были за уроки. В бытность лейтенантом и корреспондентом военной газеты в Средней Азии, я услышал от своего начальника совет: "Прочитай в "Звезде" этот материал. Когда станешь писать так же, можешь считать, что состоялся как журналист". Название публикации помню до сих пор - "Отчего комар хмелеет". Автор - Андрюшков, который дотошно выяснил и рассказал в газете, как в одной авиаэскадрилье воровали спирт, используемый в качестве антиобледенителя стекла в кабине пилотов. Материал был написан блестяще и наверняка стал поводом для серьезных разборок не только в этой эскадрилье. Для публикаций "Звездочки" вообще характерна профессиональная въедливость и желание докопаться до существа проблемы. Тот же Андрюшков, чтобы со знанием дела писать о космосе, сначала прошел курс обучения в Звездном городке и получил удостоверение космонавта-исследователя, а потом в Институте медико-биологических проблем 135 суток просидел взаперти с такими же, как он, энтузиастами в макете орбитального корабля - "бочке", как они его называли. Да еще умудрялся передавать оттуда материалы в "Красную звезду". В другой раз в Арктике он сутки пролежал во льдах - готовил публикацию о выживании в экстремальных условиях. Говорят, что знаменитый польский путешественник Яцек Палкевич тоже там был, но испытание русским морозом не выдержал.
Понятно, что такие материалы читатели принимали на ура. Не все, конечно, и не всегда. "Зубастой" главная военная газеты тоже умеет быть. По ее критическим публикациям не раз принимали кадровые решения и министр обороны, и начальник Генштаба. Тогда летели фуражки с многих голов. Например, однажды корреспондент "Красной звезды" узнал, что командир воинской части устроил на полигоне приватную баню и приятно проводил там время с друзьями и подругами. Секретный объект журналист отыскал вечером, но, видно, при этом засветился, поскольку к утру парную солдаты снесли. Что не помешало написать разгромный материал с весьма красноречивым заголовком "Баня исчезает в полночь". За метким словом краснозвездовцы никогда в карман не лезли.
Они и сейчас не лезут - достаточно услышать острые вопросы, которые корреспонденты "Красной звезды" задают на встречах с министром обороны и его замами. Главная военная газета по-прежнему живет интересами армии и не теряет свою читательскую аудиторию. Более того, издание даже окрепло за счет региональных вкладок, которые делают во всех четырех военных округах России и на двух ее флотах - Северном и Тихоокеанском.
А "Российскую газету" вот уже несколько лет укрепляют журналисты из "Красной звезды". Юбилей газеты - это и их праздник. В честь него главный редактор "РГ" решил премировать выходцев из военной прессы - Бориса Ямшанова, Ивана Саса, Михаила Фалалеева, Владислава Куликова, Игоря Елкова, Ивана Егорова, Илью Зубко. Не забыт и автор этих строк.
Перефразируя слова из "Песенки фронтового репортера", которую в 1942 году написал корреспондент "КЗ" Константин Симонов: "И выйдут без задержки наутро, как всегда, "Российская газета" и "Красная звезда".