Дедовским способом
Название форума, по сути, предлагало местным аграриям противопоставить свои возможности намерениям инвесторов добывать в регионе полезные ископаемые. В Новохоперском районе разведывают медно-никелевые запасы, на очереди нефтеносные пласты близ райцентра Поворино. В традиционной добыче песка, глины и гранита воронежцы, судя по всему, угроз не видят - ни для экономики, ни для экологии. А вот тем, кто хочет копнуть глубже, сразу напоминают о ценности черноземов, на которых гораздо лучше выращивать качественную продукцию.
Уполномоченный по охране окружающей среды при губернаторе Надежда Стороженко напомнила, что относительно высокое - чуть более семи процентов - содержание гумуса в почве ныне встречается лишь в четырех районах области:
- Это уже не тот эталонный чернозем, которым восхищался 130 лет назад Василий Докучаев. Проблема многофакторная, но главное - как мы эксплуатируем природные ресурсы.
Бережное отношение к почве, по мнению участников форума, способны обеспечить лишь небольшие фермы.
- У России большие перспективы в сфере экологического земледелия, - заявила член комитета Госдумы по аграрной политике, вице-президент Ассоциации К(Ф)Х и сельхозкооперативов РФ Светлана Максимова. - Мелкие производители вполне могут выращивать овощи вручную без минудобрений и пестицидов. Сейчас без них порой обходятся и в СПК - от бедности. Если вносить органику и наладить севооборот, почва не будет истощаться. Но экопродукция - очень дорогостоящая. Государство должно субсидировать ее производителей, чтобы их цены были лишь на 30-40 процентов выше, чем, скажем, у традиционного агрохолдинга. Регламент такой поддержки прорабатывается.
Старший научный сотрудник Института биологии РАН Александр Баранов добавил, что необходим федеральный закон об экологическом (органическом) земледелии. Такие документы, по его словам, приняты в Ульяновской области и Краснодарском крае, готовят их на Алтае и в Самаре.
На мировом рынке объемы производства organic foods растут на 20-30 процентов ежегодно. Сегмент считается перспективным, однако получение натурпродукта - дело хлопотное: приходится обходиться без комбикормов для животных, готовить от болезней растений специальный настой или покупать импортные "экопрепараты". При этом урожай будет, скорее всего, скромный. Если участок в глуши - вывозить товар на продажу тяжело и дорого. Если поближе к дорогам и городам - почва и вода наверняка окажутся неидеальными: стихийные свалки в сельской местности и мытье машин в прудах - не редкость.
В деревню, в глушь
Более реалистичным выглядело предложение развивать в глубинке агро-, эко- и этнотуризм. В мире этот бизнес прибавляет по 20 процентов в год. Желающих подышать свежим воздухом, прогуляться в лесу, попить парного молока и погладить какого-нибудь ослика становится все больше, свидетельствуют организаторы экскурсий по Воронежской области. Осталось придумать, как на этом заработать.
Воронежский заповедник сделал своей "приманкой" первый в регионе веревочный городок "Ежкины дорожки". Полазать по канатам приезжают и из соседних областей, причем молодежь зачастую не подозревает, что здесь есть открытый для посещения дендропарк и бобровый питомник. Как сообщила замдиректора заповедника Светлана Родионова, в 2012 году заповедник принял 14 тысяч посетителей, а в 2013-м - уже 48. За минувшие девять месяцев доходы от туристской и экскурсионной деятельности выросли втрое, одно только экопросвещение "заработало" три миллиона рублей. Веревочный городок скоро окупится. Вреда деревьям он, по словам Родионовой, не наносит, да и расположен в той части заповедника, где хозяйственная деятельность разрешена. Скоро там появится двухуровневый аквариум для семьи бобров и интерактивная экспозиция о лесных пожарах. На одной из экологических троп сделали площадку для выездных регистраций брака, другую адаптируют для зимнего использования. У озера Чистого планируются занятия иппотерапией.
По пути создания экотроп пошли и другие заповедники. В популярном "Дивногорье", где в сезон и без того толпы посетителей, на ночные оперетты или балеты под открытым небом съезжаются тысячи людей. На Хопре приезжим предлагают экскурсии по лесу и посещение милой экспозиции с чучелом реликтовой выхухоли. В Костенках, где найдена и реконструирована древнейшая в Европе стоянка человека, проводят тематические праздники.
Заняться "гостеприимством" на широкую ногу не дают, во-первых, опасения за состояние природы: туристы не всегда аккуратны, да и вообще присутствие человека в заповедных местах не приветствуется. Во-вторых - отсутствие нормального "номерного фонда". Однодневные же поездки, к примеру, на Хопер довольно утомительны: из Воронежа это 200 километров в один конец по не самой удобной трассе.
Этнотуризм в регионе представлен пока отдельными инициативами. Так, в Семилукском районе действует музей "Русская изба", обустроить его двум активным пенсионеркам помогли бизнесмены и иностранные волонтеры. В Эртильском районе фермер Владимир Брежнев на личные средства выстроил целую деревеньку - избушки ремесленников с аутентичной "начинкой", пруд с нутриями и гусями, гостевые домики.
- Сейчас 12 человек могу разместить за 500 рублей "с носа", будут еще комнаты. Когда туристы приезжают, зову местный вокальный коллектив, угощаю продуктами собственного производства... Хочу, чтобы было, как в белорусских Дудутках, - пояснил фермер.
Что до проектов аграрного профиля, то специалисты по внутреннему туризму смогли назвать лишь один - в селе Бабяково. Здесь принимают посетителей на козьей ферме, предлагают подоить козу и поиграть с козлятами, а затем отведать диетических молочных продуктов.
Созданием единой базы данных о туристических объектах в сельской местности занялись москвичи.
- Мы решили переориентировать клиентов на поездки по родной стране. В турецком отеле на 200 человек вы - очередной постоялец, а в домике фермера - любимый гость! К тому же развитие внутреннего туризма поможет и в сознании иностранцев закрепить образ России как страны, где интересно путешествовать, - подчеркнула директор проекта "Зеленые маршруты России" Оксана Гронемайер. - Но пока в глубинке элементарно некому по-английски говорить. Возможно, наладим сотрудничество со школами - что-то вроде практики на фермерском хозяйстве... Сейчас же работаем со своими корпоративными клиентами, выманиваем их за пределы столичного региона. За Урал пока не заглядываем, хотя якуты вот активно к себе зовут, но уж больно дорога сложная! Для начала попробуем разнообразить то же Золотое кольцо - например, ночевками в сельских домиках, где можно с животными пообщаться, отдохнуть от кремлей и соборов. В 2014 году стартует годичный автопробег по местам боевой славы, и мы отвечаем за размещение участников на всем пути. Возможно, и там можно будет использовать объекты сельского туризма вместо городских гостиниц и достопримечательностей.
Джакузи в коровнике
Трудности в развитии "зеленого" турбизнеса очевидны. В недавнем исследовании "Воронежский пульс: культурная среда и культурная политика" глава региональной федерации туризма Николай Корзон констатировал: координация в отрасли потеряна, усилия чиновников разобщены. Чтобы стимулировать путешествия внутри страны, надо дополнять законодательство, финансировать развитие инфраструктуры, поддерживать профильный бизнес. Тот же эртильский фермер Брежнев на протяжении лет взывал о помощи к облправительству, но его "пасовали" из департамента культуры в департамент аграрной политики и обратно.
Цена туров по региону зависит главным образом от стоимости аренды транспорта. Выходит недешево. А если ночевать где-нибудь в райцентре, уровень комфорта будет заведомо ниже, чем в заштатном европейском хостеле (за эквивалентную сумму). Ассортимент услуг для туристов беден, "мертвый сезон" чересчур долог. Вдобавок в регионе нет специалистов, умеющих формировать туристское предложение с учетом запросов потребителей. По мнению Николая Корзона, за счет облбюджета реально выстроить систему управления отраслью и подготовки кадров для нее, обеспечить маршрутам рекламу, разработать выполнимую программу развития туризма.
Параллельно придется "перестраиваться" и владельцам объектов.
- Фермеры не знакомы с маркетингом. Говоришь им: туроператор работает за агентский процент. А они в ответ: нет, вы лучше к нашей цене прибавляйте сколько хотите. Но это неправильно: если кто-то напрямую купит тур за десять тысяч, а мы, допустим, за 15 будем предлагать, то человек решит, что тут людей обирают. Так организованные группы не набрать, а на одиночках бизнес не построишь, - объяснила Оксана Гронемайер.
Фактор денег останавливает и российских туристов, мечтающих посетить, к к примеру, Коми или Камчатку. Перелет стоит столько же, сколько две недели в режиме all inclusive на Красном море.
- Надо искать туриста, который пляжами "наелся" и готов не дважды в год загорать за границей, а взять отпуск один раз и добраться до уникальных мест в России. Или побыть наедине с собой в деревне. "Зеленый" туризм хорош разновариантностью, что можно найти и "джакузи в коровнике", и туалет на улице, - добавила Оксана Гронемайер.