ФАС заинтересовалась причинами подорожания куриных яиц в ЦФО

Ажиотаж вокруг цен на куриные яйца наблюдается практически во всех регионах Центральной России. Причинами подорожания заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба. Корреспонденты "РГ" выяснили первые результаты проверок.

В Липецкой области только за одну неделю октября ценники в магазинах на этот продукт первой необходимости подскочили с 40 до 60 рублей. По максимальной цене десяток продают в супермаркетах и сегодня. По данным регионального управления потребительского рынка, рост цен за период с 11 сентября составил в общей сложности 48,5 процента.

На каком этапе произошел сбой - уровне оптовых закупок или уже розничных цен - расследует ФАС России. Как сообщили "РГ" в липецком территориальном управлении ведомства, пока установлено, что в регионе повышение цен в октябре-ноябре сложилось в силу нескольких факторов. Один из них - сезонность.

- Из имеющейся на сегодняшний день информации следует, что в течение года динамика отпускной цены на куриное яйцо характеризуется неравномерностью, - пояснила замначальника отдела регионального УФАС Валентина Зеленкова. - В связи с развитием на территории области сельскохозяйственных закупочно-сбытовых кооперативов, что способствуют увеличению в частных подворьях поголовья птицы и скота, происходит резкий рост предложения на рынке. В то же время в летний период спрос населения на куриное яйцо значительно ниже предлагаемого объема.

В условиях насыщения рынка производители вынуждены снижать цены на продукцию, и реализуют ее по ценам ниже себестоимости. Это также вызвано спецификой хранения продукции - срок годности яиц ограничен, особенно в условиях высоких температур. В результате компании вынуждены компенсировать убытки позднее - кратковременным повышением цен.

В нынешнем году на цене отразилось и некоторое подорожание комбикормов - на 23 процента. Их доля в себестоимости куриного яйца составляет от 35 до 50 процентов, и в результате по сравнению с прошлым годом она выросла в среднем на 16 процентов. Кроме того, эксперты отмечают и роль "возрастающего аппетита" торговых сетей.

Как отметили в липецком УФАС, пока не все торговые сети, в которые специалисты ведомства направляли запросы, предоставили информацию о наценках и посредниках, у которых они покупали эту продукцию. В то же время установлено, что торговые сети требуют от производителей целый ряд бонусов, в частности, отсрочку платежа, упаковку и доставку за свой счет. В итоге на них ложатся дополнительные затраты - не менее рубля за яйцо.

Производители яиц вынуждены компенсировать сезонные убытки кратковременным повышением цен

- Без полной информации от ретейлеров невозможно сделать окончательные выводы о том, на каком этапе происходит подорожание, - отметила Валентина Зеленкова.

В соседней Орловской области подорожание началось еще в августе, и за это время куриные яйца в магазинах подорожали на 51-82 процента. При этом наибольший рост коснулся продукции второго сорта. Сейчас в орловских магазинах десяток яиц можно купить, в среднем, за 55-65 рублей. Ажиотажного спроса на них не наблюдается.

- Оптовую реализацию яйца в регионе ведет ряд хозяйствующих субъектов, в основном, индивидуальные предприниматели, - сообщила главный госинспектор регионального УФАС Ирина Володько. - Им и крупным розничным продавцам были направлены запросы. Причиной подорожания они назвали увеличение отпускных цен птицефабриками.

По подсчетам антимонопольщиков, с июля по октябрь текущего года закупочные цены возросли на 84-134 процента в зависимости от сорта, а отпускные у оптовиков за это же время увеличились на 73-97. В УФАС уверяют, что предприятия оптовой торговли, учитывая сложившуюся ситуацию, пошли на уменьшение размера торговой наценки. И приводят такие данные: в июле она составляла 25-35 процентов, в октябре - 13-18.

- Однако розничная цена формируется путем прибавления торговой наценки к закупочной цене, - пояснила Ирина Володько. - Наценка устанавливается исходя из прибыли, которую торговое предприятие планируют получить, а также административных и коммерческих издержек. Это могут быть расходы на аренду и текущий ремонт торговых объектов, коммунальные платежи, затраты на персонал, рекламу и маркетинг.

По данным УФАС, в розничных сетях торговая наценка на яйцо отборное и яйцо первого сорта составила 17-18 процентов и практически не изменилась, а на яйцо второго сорта снизилась с 39 до 10. В сетевых магазинах, делающих ставку на большие объемы продаж, наценка варьируется от 3,3 до 11 процентов.

- Производители яиц объясняют рост цен снижением поголовья птицы и, как результат, сокращением остатков продукции, - сообщила Ирина Володько. - Они также ссылаются на подорожание кормов. В ряде случаев оно превысило 20 процентов.

В итоге специалисты пришли к выводу, что нарушений при формировании цен на куриное яйцо торговцы региона не допустили, поэтому и санкций к ним применять не будут. Но и снизить цены на местном уровне не получится. Яйца на Орловщину ввозят из восьми регионов, и область оказалась зависима от сторонних поставщиков.

В любом случае вопрос о возбуждении дела или отказе в нем антимонопольной службой будет решаться после анализа ФАС России полной информации изо всех регионов, где произошло резкое повышение цен. На прошлой неделе было принято решение продлить сроки проверок.