Однако насколько верен такой подход - следует оценить в первую очередь на основании имеющегося опыта. В последние годы целый ряд стран предпринял попытки увеличения фискальной нагрузки на богатых. Другие, напротив, проявили в этом направлении определенную сдержанность. Экономические результаты развития этих стран, которые явились следствием, безусловно, и других мер, являются важной информацией для анализа действенности мер, направленных на увеличение фискальной нагрузки на богатых. Если по-простому, то вопрос можно поставить следующим образом: можно ли выйти из кризиса за счет богатых?
Но сначала о российской ситуации. Единая ставка налога на доходы физических лиц - 13% - была введена в России с 2001 года. До этого шкала не была плоской, а ставки варьировались от 12% до 30% в зависимости от величины дохода. Однако прогрессия прежней шкалы во многом была формальной, налогоплательщики с большими доходами находили возможность платить по минимальной 12-процентной ставке.
Опасения по поводу провала в сборе НДФЛ после введения единой 13-процентной ставки не оправдались. В первые годы после ее введения ежегодные сборы налога на доходы физических лиц прирастали на 25-30%. Процессу выхода бизнеса из тени был придан необходимый импульс. В целом можно констатировать успешность введения с 2001 года плоской 13-процентной шкалы подоходного налогообложения.
Власти неоднократно на протяжении более 12 лет подтверждали незыблемость 13-процентной плоской шкалы. В "Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", одобренных правительством РФ 30 мая 2013 года, в очередной раз было заявлено, что в долгосрочном периоде будет сохранена действующая система налогообложения доходов физических лиц с единой ставкой для большинства видов доходов в размере 13%.
Однако в ноябре 2013 года уже президент Владимир Путин не исключил перехода в будущем к прогрессивной шкале подоходного налогообложения. Такая шкала была названа "более справедливой", хотя до этого, казалось бы, очевидная "справедливость" руководством страны не признавалась. Так что в России введение прогрессивной шкалы подоходного налогообложения, что называется, "в тренде". И это не рядовая, а ключевая мера в усилении фискальной нагрузки на богатых.
За рубежом ситуация иная. Решения по повышению верхней ставки подоходного налогообложения были приняты в целом ряде стран: Ирландии, Франции, Великобритании, Португалии, Греции, Люксембурге, Испании и других. Сам перечень этих стран представляется достаточно показательным. Практически все страны из него - проблемные. Именно они были и пока остаются, что называется, "на слуху", когда говорится об экономическом кризисе. Повышение фискальной нагрузки на богатых не помогло экономикам этих стран. Скорее наоборот: ситуация только ухудшилась.
Возьмем, пожалуй, самый яркий пример - Францию. В 2012 году верхняя ставка подоходного налога там была увеличена с 41% до 45%. Мера была введена временно до возвращения показателя объема бюджетного дефицита Франции на уровень менее 3% ВВП. В итоге в 2012 году бюджетный дефицит сократился с 5,3% до 4,8% ВВП, что превысило плановые 4,5%. Одновременно наблюдалось существенное замедление экономического роста: с почти 2% в 2011 году они упали до 0% в 2012 году.
В 2012 году во Франции на выборах выиграл Франсуа Олланд, представитель Социалистической партии, в предвыборной программе которого было обязательство введения 75-процентного подоходного налога с богатых на 2 года с целью выхода из кризиса. Такое нововведение было зафиксировано в проекте бюджета Франции на 2013 год. Однако 20 декабря 2012 года Конституционный совет Франции признал незаконным введение 75-процентного подоходного налога с лиц, чей доход составляет более 1 млн евро в год.
Последствия ожиданий введения 75-процентного подоходного налога: уезжают (или обещают уехать) из страны представители высокооплачиваемых профессий и бизнеса, среди которых: актер Жерар Депардье, актриса Моника Беллуччи и ее бывший муж режиссер Венсан Кассель, семья Мюлье, владеющая сетью супермаркетов Auchan, один из пионеров электронной поп-музыки Жан-Мишель Жарр, богатейший человек Франции - владелец холдинга Moet Hennessy Louis Vuitton Бернар Арно; назрела искусственная необходимость нанимать топ-менеджеров из других стран. В итоге было принято решение не повышать ставку подоходного налога до "выдающегося" 75-процентного порога. Однако свою негативную роль успело сыграть как повышение планки налога с 41% до 45% в 2012 году, так и само намерение ввести 75-процентную ставку.
Очень немного стран в этот период, напротив, не повышали, а снижали верхнюю ставку подоходного налога: Польша, Хорватия, Дания. И результат был обратный. В Польше, к примеру, в качестве стимулирующей экономику меры был снижен подоходный налог для всех доходных групп населения (для наиболее доходной с 40% до 32%, для остальных до 18%). В отличие от многих других стран Польша не вступила в рецессию в кризис 2008-2010 гг.
Рост или спад в экономике зависят от множества факторов, и фискальная нагрузка на богатых является только одним из них. Важность данного фактора предопределяется тем, что, во-первых, вес того же подоходного налога в налоговых поступлениях значителен и, соответственно, если его собираемость ввиду повышения налоговой нагрузки падает, это неблагоприятно сказывается на экономике.
Во-вторых, повышение фискальной нагрузки на богатых демотивирует последних, они, как правило, крупные бизнесмены, идут на снижение предпринимательской активности или на сворачивание бизнеса в родной стране и перевод его заграницу. И то и другое тормозит экономический рост.
Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК