Одним из популярных фильмов с участием Александра Кайдановского является картина Андрея Тарковского "Сталкер". В этом фильме, снятом по повести братьев Стругацких "Пикник на обочине", актер исполнил роль Сталкера - проводника по Зоне. Сегодня "РГ" вспоминает интересные факты об этой картине.
1. Тарковский снимал "Сталкера" три года. За период съемок на картине сменилось три оператора, а сам фильм был переснят трижды: первая версия фильма была испорчена, вторую забраковал сам режиссер.
2. Натурой для съемок послужила разрушенная электростанция в 25 километрах от Таллина, а также местная целлюлозно-бумажная фабрика, хотя первоначально планировалось снимать в Таджикистане. Натуру пришлось сменить из-за землетрясения в Исфаре. Отдельные сцены были сняты в Москве и Ленинграде.
3. "Сталкер" стал последней картиной Тарковского, снятой в СССР. При этом менее других режиссерских работ подвергся цензуре, хотя и долго не выпускался на экраны: съемки завершились в декабре 1978 года, закрытый показ состоялся в мае 1979-ого, премьера - только в мае 1980 года.
4. Фильм снимался на дефицитную пленку Kodak. При проявке в лаборатории "Мосфильма" было испорчено несколько тысяч метров пленки, весь отснятый материал был потерян. После этого, как мы писали ранее, фильм переснимали дважды.
5. Из-за постоянных переделок сценария (всего было около десяти версий картины), из-за утраты дорогой пленки, растянувшихся съемок и увеличения хронометража (Тарковский получил разрешение Госкино на создание двухсерийного фильма) производственный бюджет превысил 1 миллион рублей (при нынешних ценах, это примерно 1 миллиард рублей).
6. Александр Кайдановский после работы над этим фильмом поступил на режиссерские курсы к Тарковскому. Однако из-за отъезда режиссера "Сталкера" за границу, Кайдановский учился у Сергея Соловьева. И после "Сталкера" Тарковский и Кайдановский больше не работали вместе.
7. Сюжет картины крутится вокруг трех персонажей, у которых нет имен, - Сталкера. Профессора и Писателя. Некоторые критики склонны сравнивать их со Святой Троицей. При этом каждый из трех выражает свое философское начало: Профессор - научный материализм, Писатель - мировоззрение художника, Сталкер - веру. Кроме того в кадре и за кадром цитируются библейские тексты, в частности Евангелие от Луки и Апокалипсис.