Сейчас строительный комплекс находится в фазе активного реформирования и под пристальным вниманием руководства страны. Строителям дана важная установка - не допускать увеличения стоимости объектов. Между тем на стоимость строительства в нашей стране влияет очень много факторов: высокий уровень налогов, стоимость строительных материалов, сложности с оформлением земельных участков, завышенные сроки согласования разрешительной документации и др. И это лишь часть звеньев в цепочке, которая определят конечную цену квадратного метра жилья.
Чтобы сдерживать рост стоимости строительства, необходим комплексный подход, начиная от бесплатного выделения земли застройщикам (голландские аукционы) и заканчивая серьезной государственной поддержкой с выделением субсидий и дешевых долгосрочных кредитов.
Сейчас в Государственной Думе разрабатывается законопроект, согласно которому строителям будет возвращаться половина уплаченных налогов. Эти средства планируется инвестировать в развитие социальной сферы и инженерные коммуникации, с целью снижения стоимости квадратного метра для потребителя.
Безусловно, сегодня строители заинтересованы в упразднении ненужных административных процедур, которые оказывают влияние на сроки и стоимость объектов строительства. В свою очередь, государство старается оптимизировать требования к проектированию и строительству объектов, упрощать систему получения разрешительной документации, в том числе посредством переведения государственных услуг в градостроительной сфере в электронный вид.
Очевидно, что выполнение государственных задач невозможно без четко проработанной нормативной базы и наличия высококвалифицированных строительных кадров, способных грамотно управлять всеми бизнес-процессами отрасли.
Проблема кадровой обеспеченности строительной отрасли действительно очень актуальна: не хватает не только самих специалистов, но и учебных заведений, которые таких специалистов готовят. С момента вступления в ВТО в России был взят курс на модернизацию производств, в связи с чем в строительной отрасли внедряются новые материалы и технологии. Но в то же время образовательные программы наших учебных заведений до сих пор не актуализированы под современные реалии. То есть мы можем закупить самую современную строительную технику, но кто будет учить нас с ней работать?
Другая причина дефицита кадров - это отсутствие интереса у выпускников. Если раньше многие хотели посвятить свою жизнь строительству, то в последние годы большая часть молодежи считает работу в нашей отрасли недостаточно престижной, все хотят быть юристами и менеджерами. В результате не хватает кровельщиков и арматурщиков.
В конце прошлого года в Национальном объединении строителей был создан Комитет по развитию системы подготовки рабочих кадров. Разумеется, на обеспечение строек квалифицированными кадрами необходимо длительное время, но за прошедший год для этого было сделано немало. Совместно с минтрудом, другими экспертными организациями и самими строителями уже разработаны проекты профессиональных стандартов для ряда строительных профессий, часть из которых находится на рассмотрении в министерстве. Конечно, разработка стандартов зачастую осложняется отсутствием соответствующей нормативной базы, но это решаемые вопросы.
Комитетом также была разработана концепция ресурсных центров - учебных заведений, обучающих строительные кадры в соответствии с передовыми технологиями и современной учебно-материальной базой. Сейчас по всей стране действует около 70 центров, прошедших жесткий отбор и аккредитованных при Национальном объединении строителей, который осуществляет их всестороннюю поддержку, в том числе материальную.
Подводя промежуточные итоги, можно констатировать увеличение объемов строительства во многих регионах Российской Федерации от 5 до 20 процентов. По предварительным оценкам минрегиона, ввод жилья в 2013 году может составить более 70 млн кв. метров. Это превышает показатели прошлого года, когда было введено в эксплуатацию 65 млн кв. метров жилья.
В связи с интеграцией России в мировое экономическое пространство особое внимание уделяется вопросам технического регулирования строительства, гармонизации законодательства с требованиями международных стандартов.
Опять же дорожная карта "Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства" во многом определила те позитивные изменения в законодательстве, которые упразднили некоторые согласовательные процедуры в строительстве. И это приносит свои плоды. За год Россия поднялась со 112-й на 92-ю строчку рейтинга Doing Business, который отражает легкость ведения бизнеса в странах мира.
Однако чтобы строительство стало по-настоящему привлекательной отраслью для инвесторов и девелоперов, необходимо добиться максимальной прозрачности рынка с понятными правилами игры. Важно продолжать работу по совершенствованию отраслевого законодательства, учитывая замечания и пожелания представителей бизнес-сообщества.
В декабре Государственная Дума планирует рассмотреть во втором чтении законопроект о ГЧП. Принятие этого документа стратегически необходимо для привлечения частного капитала в крупные инфраструктурные проекты. Однако до конца не решенными остаются вопросы о госзакупках, приватизации государственного и муниципального имущества, защите конкуренции и балансе рисков. Кроме того, нужна правильная бюджетная политика, рассчитанная на долгосрочные финансовые обязательства по проектам.
Строительство - это реальный сектор экономики, где законы рынка определяют предложение и главным заказчиком здесь по-прежнему остается государство.