- Одна из проблем бизнеса сегодня - это излишняя зарегулированность. Все время появляются новые формы отчетности, новые виды обязательного страхования, новые реестры, требования по лицензированию. Когда ситуация изменится к лучшему?
- Мы (минэкономразвития) проводим последовательную политику дерегулирования. У нас есть эффективный инструмент, который называется "оценка регулирующего воздействия" (ОРВ). Через ОРВ мы пропускаем все нормативно-правовые акты, которые принимаются. Это законы, указы, постановления, распоряжения правительства. Сейчас мы хотим расширить эту практику, потому что очень важно, чтобы законы проходили ОРВ не только на стадии их подготовки, но и во втором чтении, очень часто они принципиально видоизменяются. В первом чтении прошло одно, а в результате, после внесения редакционных поправок, меняется суть документа. Мы хотим распространить ОРВ и на последующие итерации законопроектов.
Очень важно, чтобы это было распространено на нормативные правовые акты, которые принимают субъекты Федерации, муниципальные образования и те федеральные структуры, которые не относятся к системе исполнительной власти, например, как Банк России. Сейчас мы договорились с ЦБ, что они будут тоже проводить ОРВ, хотя и самостоятельно. Это очень хорошая вещь, которая позволяет предусмотреть возможные последствия. Ты принимаешь какое-то решение, руководствуясь добрыми намерениями, а на выходе может получиться нечто принципиально иное.
Очень важные вещи связаны с техническим регулированием. Например, возьмем экологические требования. У нас они на порядок более жесткие, чем в Европе например. Но мы при этом не пьем самую чистую воду и дышим не самым чистым воздухом. Формально требования к воде, которую предприятия сбрасывают, таковы, что она должна быть чище, чем та вода, которую они получают. Это все очень обременительно для бизнеса. Поэтому нормирование должно основываться на наилучших технологических практиках. То есть то, что технически нормально и не является излишне обременительным для бизнеса. Вот этим мы занимаемся.
Конечно, крайне важно упрощение разных видов администрирования, процедур согласования. Важно ввести везде где можно принципы одного окна и оказывать публичные услуги по этому принципу.
Мы сейчас это делаем для граждан через многофункциональные центры, для малого бизнеса будем систему выстраивать.
- Когда будет создан федеральный гарантийный фонд по гарантиям и по займам малому бизнесу?
- В ближайшее время он будет создан как юридическое лицо. По правовой форме это будет небанковская кредитная организация - Агентство кредитных гарантий. Оно скоро должно быть уже оформлено. На его работу уже запланировано 10 млрд рублей в бюджете 2014 года, 20 млрд в бюджете 2015 года. Таким образом, мы надеемся, что эта система позволит проводить через банковскую систему больше кредитов для малого и среднего бизнеса. Естественно, что привлечение гарантий - это способ снижения кредитных ставок. Мы будем этого добиваться. Мы хотели бы пересмотреть функции участников этой схемы, в частности МСП-банка. Ему нужно изменить профиль своей деятельности. Сейчас он выполняет роль прослойки между государством и коммерческими банками, что удорожает кредиты в среднем на 2,5%. Мы хотели бы, чтобы ВЭБ сам занимался предоставлением этих ресурсов, а МСП-банк стал бы нишевой структурой, которая работала бы по МСБ в рамках моногородов, специальных региональных программ. Там нужны будут специальные компетенции, и мы увереннее сможем контролировать ставку.
- МСП-банк знает о ваших намерениях?
- Главное, что знает ВЭБ, который является 100-процентным собственником МСП-банка.
Отчет о "Деловом завтраке" с Алексеем Улюкаевым читайте на сайте "РГ"