Так кратко можно охарактеризовать современную ситуацию в российском нефтесервисе. Это не страшилки. Как раз наоборот. Прогнозы по отрасли оптимистичные. Эксперты торгово-промышленной палаты РФ опубликовали свежий прогноз развития российской нефтегазовой отрасли на ближайшие 5 лет, в котором сделан вывод, что объем добычи нефти в России может увеличиться на 30 млн тонн и к 2018 году достичь 520 млн тонн. Но локомотив отечественной промышленности "прибавит ход" только при условии технического перевооружения.
Ситуация такова, что технический парк буровых изнашивается. Так сказать, моторесурс большинства вышек, выпущенных еще в советские времена, близок к критической точке. По прогнозам, до 2016 года, нефтяным компаниям предстоит вывести из эксплуатации в общей сложности до тысячи старых буровых установок. Соответственно, столько же новых комплексов надо купить.
То есть картина такова: есть где бурить, есть что бурить, осталось решить проблему - чем бурить. При этом привычный лозунг "заграница нам поможет" - это не тот ответ, который хотелось бы услышать.
Обновление парка буровых установок должно стать главной задачей российских нефтесервисных предприятий. Спрос на буровые установки повлечет за собой и рост производства у нефтесервисных компаний, которые нефтяников и обслуживают. По оценкам тех же экспертов, рост спроса на буровые должен привести к росту рынка нефтесервиса с текущих 900 млрд до почти полутора триллионов рублей в течение 5 лет.
Потенциал роста рынка нефтесервиса оценен в полтора раза. Но тут есть тонкость. Эксперты, составляя свои прогнозы, считают все теоретически, не учитывая реальных возможностей нашей нефтесервисной промышленности. А они пока несопоставимы с потребностями нефтяников.
По словам председателя совета директоров самого крупного отечественного нефтесервисного холдинга "РУ-Энерджи Групп" Азада Бабаева, в России буровые комплексы производят всего два предприятия - на Урале и в Волгограде. По техническому потенциалу эти предприятия сильные, но, например, реальный потенциал волгоградского завода - это выпуск 30 установок в год. Эти цифры подтверждает и директор Волгоградского завода буровой техники Николай Зацаринный.
- Потребность в тысячу установок - это, конечно, хорошо, - говорит он. - Но, если во времена Советского Союза, например на "Уралмаше", производили несколько сотен буровых ежегождно, то сегодня оба наши предприятия не выпускают и ста в год.
Распад страны не прошел даром. Выхода два: недостающие установки закупать за рубежом, помогая развиваться иностранцам, или поддержать собственных производителей так, как это делают, например, китайцы, предоставляя своим предприятиям льготные кредиты и пакет господдержки. Кстати, там эта практика показала свою эффективность, ведь еще десять лет назад о таком явлении, как китайские производители нефтесервисного оборудования никто в мире не слышал. А теперь они рвутся в лидеры.
В России тоже есть неплохие перспективы роста. Но для этого необходимо выстроить оптимальную схему взаимодействия нефтяников, нефтесервисников и государства. "Стоимость обычной буровой установки сегодня составляет от 700 млн рублей, - рассказывает Азад Бабаев. - Не каждый подрядчик может себе позволить ее купить на собственные средства. Приходится брать кредиты. Например, мы вложили уже 13 млрд в модернизацию оборудования, в том числе закупили новые БУ 5000/320 ЭК-БМЧ грузоподъемностью 320 тонн".
Стоит сказать при этом, что если до 2004 года нефтяные компании вносили до 70 % цены в качестве предоплаты заводам-производителям установок, то теперь ситуация изменилась и оплата производится в лучшем случае по факту поставки, а то и с задержкой на 30-40 дней. Все это привело к тому, что заводы производят вышки на собственные, а точнее, на заемные деньги, которые им банки предоставляют под солидные проценты.
Дорогие кредиты нередко приводят к тому, что складывается парадоксальная ситуация: при наличии больших заказов заводы не развиваются и не наращивают мощности. Ситуация не тупиковая, но явно ненормальная. Например, недавно попытка выкрутиться из такой ситуации при помощи срочного кредита привела к тому, что Волгоградский завод буровой техники едва не остановился. А ведь это - один из лучших производителей, некогда - гордость нашей страны.
В сложившейся ситуации, как говорят участники рынка, без помощи государства не обойтись. Иначе российские буровики и тяжелая промышленность проиграют конкурентную борьбу с иностранными компаниями.