В истории знаменитого российского вуза этот "Каменный гость" Даргомыжского останется заметным событием еще и потому, что впервые за всю 58-летнюю историю Учебного театра премьера оперы прошла здесь не под рояль, а в сопровождении оркестра, разместившегося у пультов в только что открытой оркестровой яме.
Спектакль оказался оперным дебютом и для приглашенного Московского молодежного камерного оркестра. И хотя для камерного состава оркестра пришлось существенно скорректировать оркестровку Римского-Корсакова (сделавшего ее после смерти Даргомыжского) - вместо духовых - рояль, все сложности партитуры "Каменного гостя", где музыкальный язык следует не за мелодией, а за человеческой речью, молодые артисты одолели с чарующей легкостью и азартом.
В спектакле сюжет про Дон Жуана предстал как тотальная игра без всяких сентенций, в формате "театра в театре", перемешивающего реальность и сцену: персонажи пушкинской трагедии оказались здесь актерами театральной труппы, история с Командором - розыгрышем, страсти Жуана, Лауры, Дона Карлоса, Анны - брутальной стихией жизни. Приятно удивили внятность мелодекламации у артистов, ясность пушкинского слова, детально выстроенные диалоги героев. Накал страстей в спектакле с драками, любовью, шампанским предельный. Развязка неожиданная. Героя-любовника, которого пытался придушить Лепорелло под хохот ворвавшейся из-за кулис азартной актерской толпы, хватил сердечный удар. Но пока есть, кому разыгрывать Дон Жуана, он будет жить.
Валерий Ворона, ректор ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова:
- Делать такие проекты сложно, потому что спектакли требуют каждодневных многочасовых репетиций, а у каждого свой учебный процесс. Но в данном случае все срослось. Московский молодежный оркестр, это, своего рода, сборная Москвы на базе ипполитловцев. С оркестром выступают и звезды первого ряда, и крупные дирижеры. И поскольку у ребят постоянная концертная практика, они отлично справились со сложнейшей для любого профессионального коллектива партитурой Даргомыжского. Прежде у нас был только один опыт исполнения оперы: "Человеческий голос" Пуленка. У нас ведь нет оперной студии, таких ресурсов, как в консерватории. И тут как раз возникла идея у ректора ГИТИСа Карины Мелик-Пашаевой сделать что-нибудь вместе. Честно говоря, я даже не надеялся, что так быстро все получится. Это очень интересный и нужный нам проект.
Карина Мелик-Пашаева, ректор РУТИ (ГИТИСа):
- Мы обратились в минкультуры с просьбой помочь нам сделать ремонт и оркестровую яму в Учебном театре. И нам пошли навстречу. Когда-то в начале ХХ века в этом помещении работало кабаре "Летучая мышь", возглавляемое знаменитым Никитой Балиевым. И яма здесь была. В этом здании, которому уже 101 год, проходили капустники, собирались артисты Художественного, Малого театров, артисты всей Москвы. Здесь, как свидетельствуют источники, бывали К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко - веселились под пироги с капустой. Мы, кстати, поддерживаем эту традицию и буквально неделю назад у нас прошел очередной капустник: "Знакомьтесь, первый курс!". 58 лет назад это помещение было передано ГИТИСу, и все наши самые известные артисты, режиссеры, учившиеся у нас, выходили на эту сцену в дипломных спектаклях. Но наш факультет музыкального театра всегда мечтал о яме. Наконец эта мечта осуществилась, и сегодня мы имели уникальный опыт объединения двух институтов, двух творческих коллективов. Это настоящее художественное деяние. Кроме того, этот год, юбилейный для Верди, для Вагнера и для нашего Александра Даргомыжского - композитора, не так хорошо оцененного по незнанию на Западе. Многие историки считают, что первый опыт обращения в опере к полноценному драматическому тексту был в опере "Пеллеас и Мелизанда" Клода Дебюсси, созданной в 1902-м году. Но оказывается, уже на исходе 60-х годов ХIХ века такой опыт проделал русский композитор Александр Даргомыжский в опере "Каменный гость". Не изменив ни слова в тексте Пушкина, не сделав никаких уступок в сторону гладкого и красивого оперного либретто, Даргомыжский написал свое гениальное произведение. Кроме того, в партитуре его "Каменного гостя" уже слышны интонации Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского. Даргомыжский явился тем звеном, который соединил ушедшего из жизни Глинку с "Могучей кучкой" и дальше с Чайковским. И в этом - его особое положение в русской музыке.