В ходе подготовки указанного законопроекта ко второму чтению и рассмотрения на заседаниях рабочей группы поступивших поправок была существенно улучшена его редакция.
В то же время депутатам Госдумы - членам рабочей группы - не удалось найти согласия с представителями правительства по некоторым принципиальным вопросам.
Во-первых, мы считаем, что гарантированный перечень социальных услуг должен утверждаться на федеральном уровне. Этот гарантированный перечень обеспечит равные права по предоставлению социальных услуг в каждом субъекте РФ. Если такого перечня не будет, то в одном регионе количество услуг может быть значительно меньше, чем в другом, так как это количество будет зависеть от финансовых возможностей субъектов, а не от потребностей получателей. Правительство заявляет, что социальное обслуживание является полномочием региональных властей, и предлагает устанавливать только примерный перечень социальных услуг, поскольку утверждение гарантированного перечня приведет бюджеты ряда субъектов Федерации в состояние дефицитности. А значит, необходимо будет выделять средства федерального бюджета на сбалансированность бюджетов регионов, выделять дотации и межбюджетные трансферты. Кроме того, правительство подчеркивает, что в законопроекте, то есть на федеральном уровне, уже прописано восемь видов социальных услуг, которые могут предоставляться в субъектах РФ. Пока мы договорились только о том, что в закон будут включены положения о недопущении сокращения объемов предоставляемых услуг и увеличения размера их оплаты.
Во-вторых, в принятом в первом чтении законе об основах социального обслуживания право на получение бесплатной помощи имеют только лица, чей уровень дохода ниже прожиточного минимума в субъекте Федерации. Но мы же сами в свое время приняли очень важное решение о том, что для всех пенсионеров в обязательном порядке производится доплата до уровня прожиточного минимума. Это значит, что из числа получателей бесплатной помощи и социальных услуг полностью выпадают все лица, получающие пенсию. Данный подход является неправильным. Поэтому рабочая группа предложила рассмотреть возможность установления субъектом Российской Федерации предельной величины среднедушевого дохода для бесплатного предоставления социальных услуг не ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленного в регионе для соответствующих групп населения. Правительство возражает нам, заявляя, что в настоящее время действует норма о величине одного прожиточного минимума. Исходя из этого, приняты бюджеты субъектов на 3 года. Если речь идет о кратности величины прожиточного минимума, то тогда надо фиксировать его величину и не вести речь о ее увеличении.
Также поступили и активно обсуждаются поправки с предложениями расширить список граждан, получающих социальное обслуживание бесплатно. По каждой категории ведется отдельный предметный разговор. Правительство считает, что расширение списка - это возврат к натуральным льготам. Льготы для всех были монетизированы, и проблема должна решаться в иной плоскости (например, через увеличение размера ежемесячной денежной выплаты, если она недостаточна).
Работа над законом продолжается. Мы считаем, что правительство и рабочая группа Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов должны пойти навстречу друг другу и найти оптимальное решение в интересах граждан.