Многотонный Ил коснулся взлетной полосы как пушинка - во всяком случае, именно так показалось со стороны. Узнаваемый силуэт - высоко задранный хвост, по-особому расположенные крылья - эту машину знают во многих странах мира.
- Замечательный самолет, который оправдывает все надежды, которые на него возлагаются, - делится впечатлениями летчик-испытатель Николай Куимов, совершивший на летном образце более 60 полетов. - У него хорошие взлетно-посадочные характеристики. Цифровая система автоматического управления, с новыми режимами, которых не было на старой машине - например, выход на заданный эшелон, уход на второй круг в автоматическом режиме; мощный навигационный комплекс. Все системы резервируются трехкратно. Мы уже проверили, насколько надежен самолет: он уже садился на скользкие полосы, с малым коэффициентом сцепления. Самолет очень надежен. Мое личное пожелание, как пилота - чтобы таких машин было как можно больше.
Первый этап государственных совместных испытаний проводил совместный экипаж разработчика - ОАО "Ил" и Минобороны. Профессионалы протестировали предельные по прочности режимы и перегрузки, выполнили полеты с максимальным взлетным (210 тонн) и посадочным (170 тонн) весом, отработали методику ухода воздушного судна на второй круг при отказе одного и двух двигателей.
- Надеемся, что в апреле - мае начнется второй этап госиспытаний, - говорит директор ульяновского авиазавода "Авиастар-СП" Сергей Дементьев. - До этого срока нам предстоит доработать машину под техзадание Минобороны. Первый самолет заказчику мы должны сдать уже в ноябре 2014 года.
Сейчас в сборочном цехе в разной стадии готовности, стоят три первых серийных модернизированных Ил-76. Еще десять заложены в цехах заготовительного производства. По госконтракту с военным ведомством ульяновцы должны собрать 39 Ил-76МД-90А. Но заказы на этом не закончатся.
- В следующем году мы ожидаем подписания контракта на поставку Минобороны топливозаправщиков Ил-78, которые будут созданы на базе Ил-76МД, - поясняется Дементьев. - Также этот тип самолета востребован для спецбортов, которые изготавливают в Таганроге. Таким образом, до 2020 года мы рассчитываем построить до 80-83 самолетов. Потихоньку будем заниматься и гражданской модификацией.
Запуск серийного производства, которого на "Авиастаре" не было с средины 90-х, не обходится и без проблем - как кадровых (сейчас на авиазавод активно набирают специалистов и учеников, которые на месте осваивают самолетостроение), так и производственных, связанных с поставщиками. "Но на начальном этапе без этого не бывает, - считает руководитель авиазавода, - Задач много, но справимся. Работать интересно".