Новости

04.12.2013 00:10
Рубрика: Культура

В Большом снова отставка

Музыкальный руководитель Большого театра Василий Синайский покинул свой пост
Новость о том, что Василий Синайский с 3 декабря не будет больше осуществлять музыкальное руководство в Большом театре, была и неожиданной и предсказуемой одновременно.

В музыкальных кругах слухи о том, что продлевать контракт с Василием Синайским в Большом театре не планируют, курсировали с того момента, как в отставку был отправлен гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов. Между тем имя Василия Синайского значилось в премьерных афишах театра до конца нынешнего сезона, а срок его контракта истекал только 31 августа 2015 года.

Неожиданность состояла в том, что Синайского никто не отставлял: он подал заявление на увольнение сам, причем в самый ответственный момент - в разгар репетиций сложнейшего спектакля - "Дон Карлос" Верди, в котором участвуют не только российские, но и известные западные оперные звезды. В Большом театре уже бывали подобные случаи, когда Мстислав Ростропович покинул дирижерский пульт в разгар репетиций "Войны и мира" (правда, он был приглашенным, а не главным дирижером Большого театра) или, когда Александр Ведерников заявил о своем уходе накануне гастролей театра со спектаклем "Евгений Онегин" в Европе.

Что заставило музрука театра Василия Синайского совершить столь экстравагантный поступок, ни он, ни Большой театр не комментируют. Ситуация, между тем, острая. Гендиректор Владимир Урин должен будет в кратчайшие сроки найти преемника Синайскому. "Российская газета" обратилась за комментарием к экс-главе отдела перспективного планирования Большого театра, продюсеру Михаилу Фихтенгольцу и к художественному руководителю "Геликон-Оперы", режиссеру Дмитрию Бертману:

Из первых уст

Михаил Фихтенгольц:

- К сожалению, все это было предсказуемо. Кто-то в высших эшелонах власти надеялся, что с приходом нового генерального директора ситуация в Большом театре успокоится. Но она не успокаивается. Точную причину своего внезапного ухода Василий Синайский может назвать только сам. Но я подозреваю, что это сумма некоторых обстоятельств. Я хорошо знаю Василия Серафимовича, и могу сказать, что такой внезапный демарш - в его духе. Он достаточно долго готов терпеть какое-то небрежение по отношению к себе, к своим пожеланиям, но затем внезапно принимает решение. Удачно это для данного момента или нет - это уже другое дело. Момент был выбран неудачно. Одна из причин состоит в том, что на бумаге у музыкального руководителя в Большом театре - неограниченная власть, на практике - они фактически являются декоративными фигурами, которые не в состоянии ничего решать. Кадровая политика, традиции, внутренние устои Большого театра не оставляют места для маневра. И в этом смысле Урин ничего не поменял. И так же, как при Анатолии Иксанове было достаточно пренебрежительное отношение к Александру Ведерникову, так и при Урине - такое же отношение к Синайскому. И что бы руководство театра ни говорило о долгосрочных планах с Синайским, это в большей степени слова, потому что на деле, насколько я знаю, совершенно не выясненной остается судьба двух постановок, в которых Синайский должен был быть музыкальным руководителем - это "Леди Макбет Мценского уезда" и "Манон" Массне. Премьерные спектакли нынешнего сезона - "Летучий голландец", "Дон Карлос", "Царская невеста" - были запланированы для Синайского. В следующем сезоне мы намечали пять премьер, из которых он брал две. Я думаю, его раздражало , что ему никто ничего не может сказать: будут эти постановки или нет? Он любит подробную неторопливую работу, но в структуре репертуарного театра, который представляет собой безостановочный конвейер, такой подход не самый оптимальный. Отмечу, что при Синайском был интересный период в жизни театра. Гораздо более внятный по своей художественной направленности, нежели предыдущая эпоха. Но выяснилось, что Василий Серафимович Синайский и репертуарная система Большого театра в том виде, в котором она существует, это вещи несовместные. Он был бы прекрасным приглашенным дирижером в любом театре, который работает по системе "stagione", куда бы он приезжал на отдельно взятую постановку, где были бы расписаны репетиции, где он мог бы работать сосредоточенно, плотно, с большой отдачей. Но на тот момент, когда его приглашали в Большой театр, Анатолию Иксанову надо было быстро заполнить брешь. По формальным признакам Синайский идеально подходил для этого - возраст, хорошая репутация на Западе и в России, прекрасная школа. Синайский приехал по моему приглашению на один из симфонических концертов в абонементе театра, затем было короткое турне с "Иолантой" в концертном исполнении в Варшаве и в Дрездене, затем скоропалительно произошло это приглашение. А сейчас я теряюсь в догадках, кого могут пригласить, потому что эта должность требует от человека каких-то сверхусилий. Во-первых, потому, что Большой театр в последние годы место с очень сомнительной репутацией, во-вторых, это самый большой театр в стране, возможно, и в Европе, потому что количество людей, в нем работающих, не поддается никакому логическому осмыслению - 2,5 или 3 тысячи человек. Ситуация достаточно скверная. Готовой кандидатуры у Владимира Урина, видимо, нет, но у него было время для маневра: контракт Синайского заканчивался в 2015 году. Но Синайского, видимо, раздражало то, что неслись слухи: ему ищут замену., причем, срочно.

Дмитрий Бертман:

- Театр - структура экстремальных отношений, экстремальных репетиций, экстремальных явлений. Потому что в театре всегда возможны накладки. Здесь всегда существует зависимость от всего - от техники, от здоровья, от состояния связок у артиста, от его психики. Это тяжелейший труд. Самое главное, что в этом труде должны быть люди, которые, помимо знаний, книжек, опыта, должны подходить к театральному делу, как к храму. И если возникает что-то, мешающее основному призванию, то это должно уйти на дальний план, а человек должен доделать свое дело. И для меня непонятно, как может дирижер уйти за две недели до премьеры спектакля? Мне кажется, Василий Синайский должен был красиво продирижировать и уйти, раз это решил для себя, до или после постановки, но не в момент репетиции. Он ведь не просто дирижер. В его компетенцию входит полное музыкальное руководство театром: это и оркестр, и репетиции, и составы певцов, и т. д. Кроме того, главный дирижер - это человек, который должен встать за пульт в любой момент, если что-то случится с другим дирижером. Он должен всегда брать удар на себя. Так что эта ситуация - плохой факт для Синайского. Как говорил Станиславский: "Надо любить искусствов себе, а не себя в искусстве". Естественно, в "Доне Карлосе" выйдет второй дирижер и будет дирижировать. Естественно, как бы сложно ни было найти главного дирижера в Большой театр, все равно его найдут, потому что это Большой театр. Но главным дирижером в театре должен быть все-таки дирижер с огромным театральным опытом работы. У Василия Синайского такого опыта практически не было. В любом случае, произошло движение к новому, а новое - это всегда стремление к лучшему.

Культура Театр Музыкальный театр Классика с Ириной Муравьевой Большой театр