04.12.2013 23:09
    Поделиться

    Андрей Смирнов: У российской нации золотой век всегда позади

    Режиссер Андрей Смирнов и сценарист Наталья Рязанцева - о том, как началась и закончилась реальная оттепель советского кино
    Премьера Первого канала - телефильм "Оттепель" Валерия Тодоровского. Действие разворачивается в 1961 году в среде кинематографистов.

    О том, как в действительности после долгого застоя возрождался советский кинематограф, мы спросили непосредственных участников событий - режиссера Андрея Смирнова и сценариста Наталью Рязанцеву.

    Андрей Смирнов, режиссер:

    - У нашей нации золотой век всегда позади. Вот и теперь 60-е годы - золотая эпоха. Что же там золотого? Если брать культуру, то конец 50-х - начало 60-х годов - это травля Бориса Пастернака, 1965-й - это процесс Синявского и Даниэля. Министром культуры была Екатерина Фурцева, кинематографом ведал Владимир Баскаков, человек интеллигентный, фронтовик, талантливый писатель, но тем не менее такой же "барбос", как и все остальные.

    Помню, вышла книга Георгия Шторма "Потаенный Радищев". Он нашел доказательства, что якобы Радищев, вернувшись из ссылки, перед самой своей кончиной тайком продолжал работать над "Путешествием из Петербурга в Москву". Я предложил сделать об этом фильм: о старости и самоубийстве Радищева. Очень драматичный сюжет. На это Баскаков сказал: "Это что, во славу Синявского и Даниэля?" Поэтому представление о 60-х как о золотом веке весьма спорно. Та же свирепая, бессмысленная цензура, "держиморды", режим, появление диссидентского движения и аресты, фильмы ложатся на полку. Вот что такое 60-е годы!

    После XX съезда партии и закрытого доклада Хрущева в кино пришли талантливые люди. Перед смертью Сталина была так называемая эпоха "малокартинья", когда во всем Советском Союзе снималось 4-5 фильмов в год. Михаил Ромм рассказывал, что был момент, когда "Мосфильм", на котором уже тогда работало четыре тысячи человек, встал. Тогда в запуске были три картины - и вот один режиссер сломал ногу, у второго сердечный приступ, у третьего еще что-то случилось. И после этого - при Хрущеве - пришло новое поколение, фронтовики. Это был новый взгляд на жизнь. Григорий Чухрай, Лев Кулиджанов, Александр Алов и Владимир Наумов... Всех не перечислить. А следом за ними пришло и наше поколение. Во ВГИКе в 60-е годы были такие защиты дипломов: замечательная картина "Друг мой Колька" Алексея Салтыкова и Александра Митты или выдающаяся картина Георгия Шенгелая "Алавердоба", которая сразу же легла на полку. Начало защищаться поколение Отара Иоселиани, Ларисы Шепитько, Элема Климова. Да, было некоторое политическое послабление. Россия не скудеет талантами и сегодня. А тогда, как только приоткрыли крышку люка, стали появляться талантливые люди - это была волна XX съезда партии. Потом Хрущев пытался вернуться назад, но до такой степени давления уже не опустился.

    Что касается отношений внутри профессионального круга - отношения талантливых людей всегда сложные: есть и зависть, и ревность, и соревнование. Но профессиональная среда была спаяна тесно. На мой взгляд, за счет того, что Союз кинематографистов, который, в отличие от других творческих союзов, никогда не проводил показательных процессов, играл позитивную роль. Благодаря этому удавалось защитить кого-то из кинематографистов. А сплоченная среда образовывалась прежде всего за счет семинаров. Каждый год проводились семинары сценаристов, режиссеров, аниматоров, там встречались мастера разных поколений. Между ними завязывались и творческие отношения, и дружба. Тут я не могу не вспомнить, как много мне дало общение с кинематографистами более старшего поколения: ты чувствовал, что тебе надо подтягиваться.

    Естественно, разные поколения на семинарах и водку пили, и на бильярде играли тоже вместе. И это было полезно.

    Наталья Рязанцева, сценарист:

    Фоторепортаж
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    - Воспоминания об этом времени всегда противоречивы. Кино только начиналось при нас - после большого перерыва появилась возможность снимать 120 фильмов в год. Те, кто действительно мог и хотел и кому улыбнулось счастье, работали. Но не стоит романтизировать то время. Недавно мы вспоминали, чем для многих все кончилось: кто-то спился, кто-то уехал и перестал заниматься кино. Было и такое, что люди покончили собой. В 1961 году я еще училась во ВГИКе, но знала, конечно, уже многих. Нас было меньше, чем сейчас, и весь круг кинематографистов постоянно пересекался. Мы в тот же день узнавали слухи и сплетни, у кого что случилось. Теснее как-то жили. Сейчас, думаю, тоже бывает ВГИКовская дружба и она тоже, наверное, остается на всю жизнь. Но все это так рассеяно, это такой конвейер. Да, сейчас больше учат - есть разные школы, разные мастер-классы, учебники. Но хорошего на самом деле мало. Да так и должно быть, ведь хорошего вообще всегда мало. Однако никакой паники или удрученности у меня по этому поводу нет.

    Помню, как все начиналось - с кинофильма "Дом, в котором я живу". Сценарий Иосифа Ольшанского и Нины Рудневой в 1956 году получил премию на Всесоюзном конкурсе. И на сценарном факультете тогда появилось то, ради чего стоило учиться: стало ясно, что так или иначе кино будет. И если кто-то напишет что-то хорошее, то, может быть, оно и будет снято. Мы смотрели замечательные фильмы, ведь как раз тогда вышли, например, "Летят журавли". Все режиссеры военного поколения, которые до этого очень мало снимали, начали работать. Для тех, кто пытался разобраться в кино, ВГИК был просто перегружен просмотрами: к тому времени уже были "итальянская неделя кино", "французская неделя", к нам приезжали замечательные люди. 1957 год - это Всемирный фестиваль молодежи и студентов, мы начали общаться с заграницей. Для меня эта оттепель кончилась в 1958 году, когда разгромили наш курс, выгнали из комсомола и из института 6 человек. Тогда мы уже понимали, в какой стране мы живем, нас превратили из хороших комсомольцев почти в диссидентов. Хотя до настоящих диссидентов было еще далеко, надо было дожить до 1968 года. Это десятилетие я считаю своими основными университетами. Мы были политизированы, были вечные митинги. Так что сначала мы вдохнули свободу, но очень быстро выдохнули.

    Досье "РГ"

    Смирнов Андрей Сергеевич родился 12 марта 1941 в Москве. Актер театра и кино, режиссер, сценарист и драматург. Народный артист России. В 1962 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма).

    Избранная фильмография:

    1970 - Белорусский вокзал

    1974 - Осень

    1979 - Верой и правдой

    2006 - Свобода по-русски (документальный)

    2011 - Жила-была одна баба

    Рязанцева Наталья Борисовна родилась 27 октября 1938 года в Москве. Сценарист. Первая жена сценариста Геннадия Шпаликова, жена режиссера Ильи Авербаха. Окончила сценарный факультет ВГИКа (1962 год, мастерская Е. Габриловича). С 1988 года преподает на Высших курсах сценаристов и режиссеров (ВКСР). С 1996 года ведет сценарную мастерскую во ВГИКе. Профессор ВГИКа. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987).

    Избранная фильмография:

    1982 - Голос

    1984 - Букет мимозы и другие цветы

    1992 - Дымъ (3 серии, по И. С. Тургеневу)

    1994 - Никто не хотел уезжать

    1994 - Я свободен, я ничей

    Поделиться