"Рейтинг УК" стал одним из ключевых проектов портала One click Yakutsk, созданного по инициативе мэрии для привлечения населения к управлению городом. Формула полезности (или бесполезности) управляющих компаний включает несколько блоков, в которых по балльной системе оцениваются практически все стороны деятельности предприятий, включая их задолженность поставщикам услуг, уровень открытости, профессионализм персонала, учитывается и оценка пользователей.
Портал организовал опрос жителей города, и их мнения стали главным критерием при составлении рейтинга. Все данные выкладываются в Интернете в виде диаграмм, поэтому картина получается весьма наглядной.
- Этот сервис поможет горожанам участвовать в контроле за деятельностью компаний, а также не забывать о праве смены УК, если к ним есть претензии, - отмечает руководитель проекта Маргарита Попова. - Мы уверены, что запуск первого нашего рейтинга поможет городским УК осознать необходимость предоставления населению открытой информации о своей работе. А мы, в свою очередь, всего лишь помогаем им в этом.
Впрочем, рейтинг задуман городскими властями не только для информирования населения. Следующим шагом станут оргвыводы, и прибегнуть к ним мэрия намерена уже в ближайшие месяцы.
Рынок обслуживания жилья в Якутске сейчас больше напоминает базар. Управляющие компании "дерутся" за новые дома, не требующие больших затрат. В городе то и дело вспыхивают скандалы, когда жители новостроек вынуждены платить за коммунальные услуги двум предприятиям, пытающимся перетянуть одеяло на себя. И, наоборот, большинство управляющих компаний стараются устраниться от обслуживания старого, особенно деревянного жилого фонда. А это, по сути, все городские окраины.
По словам начальника службы эксплуатации городского хозяйства Анатолия Кырджагасова, основная проблема якутских УК в том, что они мелкие и их слишком много. Сравнивая ситуацию с Хабаровском, который в два с половиной раза больше Якутска, он отметил, что там действуют всего 15 УК, а в столице Якутии их 61. На такое количество предприятий в городе просто нет объема работы. Как считает Кырджагасов, городу хватит десятка крупных специализированных организаций.
- Управляющие компании могут быть рентабельными лишь при обслуживании примерно четырех тысяч квартир, то есть более 50 многоквартирных домов. В противном случае неизбежны долги, - отмечает чиновник.
К началу отопительного сезона задолженность УК поставщикам услуг в Якутске составила 800 миллионов рублей. В прошлом году она была еще больше - 1,2 миллиарда. Уменьшить долги удалось благодаря работе специальной комиссии, созданной при администрации города. Но ликвидировать их в принципе при существующем положении дел невозможно.
- Сервис "Рейтинг УК" поможет выявить самые слабые управляющие компании, - говорит первый заместитель главы города Дмитрий Садовников. - Взамен недобросовестных предприятий планируется создание компаний, основанных на муниципально-частном партнерстве, что позволит мэрии координировать их деятельность и нести за нее ответственность. Конечно, хотелось бы провести эту работу без сильных потрясений.
Одновременно муниципалитет намерен наладить систему, которая позволит обеспечить прозрачность платежей. Собственно, речь идет о возвращении к хорошо забытому старому. Более десяти лет назад в городе был организован Единый расчетно-кассовый центр, через который шли все платежи. Однако хорошую идею сгубили жулики в руководстве ЕРКЦ и продажные чиновники городской администрации, которые, пользуясь безнадзорностью, стали распоряжаться коммунальными деньгами, как своими личными. Воров и взяточников осудили, а попутно ликвидировали муниципальное учреждение, ставшее рассадником коррупции.
Лучше от этого не стало. Если из ЕРКЦ расхитители умыкнули несколько десятков миллионов рублей, то теперь счет идет на сотни миллионов, оседающих в карманах недобросовестных дельцов под видом задолженностей. Поэтому в мэрии вновь заговорили о необходимости объединения баз данных по платежам. Этого же добивается и республиканское управление Государственного строительного и жилищного надзора. Недавно ведомство подготовило доклад, в котором отмечено: "Принятие мер в области контроля за платежами также повлияет на качество оказываемых жилищно-коммунальных услуг, поскольку интерес со стороны мошенников к данной отрасли значительно упадет в связи с отсутствием возможности получать "легкие" деньги, недоплачивая производителям коммунальных услуг, с одной стороны, и не выполняя работы по оказанию жилищных услуг - с другой".
В докладе подчеркнуто, что надежность платежей должна обеспечиваться системой страхования и контролем со стороны уполномоченных органов. Что из этого получится - покажет время.