В документе, подписанном кузбасским губернатором Аманом Тулеевым и белорусским министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Владимиром Цалко, - более тридцати пунктов, за каждым из которых уже есть совершенно конкретные дела. Это касается, в частности, реализации крупных инвестиционных проектов. Пожалуй, самый масштабный - по сборке карьерных самосвалов "БелАЗ" - начали осуществлять в 2010-м. За год до этого, в ходе очередного официального визита белорусской делегации в Кемеровскую область, прозвучало предложение: а почему бы кузовы для большегрузов не производить (а потом и ремонтировать) на базе местных металлургических и машиностроительных предприятий? Идея получила развитие: представители крупнейшего кузбасского холдинга съездили в Беларусь, на автозавод в город Жодино. В итоге, кроме создания сети сервисных центров комплексного обслуживания "БелАЗов", в угледобывающем регионе первыми в России начали выпускать комплектующие - платформы для 130-320-тонных машин, а потом и наладили полную сборку 90-тонных.
В планах у сибиряков - собирать самосвалы еще большей грузоподъемности. Тем более что в этом году белорусы выпустили первый в мире сверхмощный самосвал - 450-тонник, вмещающий сразу семь вагонов угля. Испытывать гигант будут на кузбасском разрезе "Черниговец". Производительность труда горняков в результате вырастет, а себестоимость техники, благодаря домашней сборке, уже снизилась на 17 процентов.
Во время прошлогоднего визита кузбасской делегации в Беларусь рассматривалась и возможность открытия на территории Кемеровской области совместного предприятия по производству трамваев, а также сер-висного центра технического обслуживания и ремонта автобусов МАЗ. А сегодня трамваи уже выпускают, автобусы ремонтируют, да еще и лифты собирают. Кстати, каждый трамвай теперь обходится Кузбассу на треть дешевле - 8,5 миллиона вместо 11-12 миллионов рублей. К двум десяткам вагонов, изготовленным в Кемерове и Прокопьевске совместно с белорусскими машиностроителями, в 2014 году добавится еще пятнадцать. Одновременно количество пассажирских МАЗов на дорогах области должно увеличиться до 223, а производственная мощность сервисного центра - со 120 до 480 грузовых автомобилей и автобусов в год.
При этом нельзя не отметить, что новые производства базируются в Прокопьевске, который несколько лет назад одним из первых попал в список российских моногородов. Именно здесь уже закрываются и в ближайшие годы будет закрыто еще несколько старых шахт. Для города с населением, превышающим двести тысяч человек, это болезненно, поскольку большинство его жителей трудится именно в угольной отрасли. Хотя старожилы помнят, что были в свое время в Прокопьевске другие предприятия, и не только машиностроительные: швейная фабрика, молокозавод, хлебокомбинат и мясокомбинат. Сегодня именно сотрудничество с Республикой Беларусь дает шанс на возрождение на муниципальной территории перерабатывающей отрасли с созданием новых рабочих мест. Ведь только что подписанная программа взаимовыгодного сотрудничества предусматривает строительство в шахтерском городе нового молочного завода проектной мощностью 60 тонн продукции в сутки, а в перспективе - и мясоперерабатывающего предприятия. Соответствующий протокол о намерениях подписан.
- Завод будет строиться в зоне экономического благоприятствования, - уточнил глава Прокопьевска Валерий Гаранин. - Здесь инвесторам предоставляются все льготы, для них сняты все административные барьеры. У нас уже три шахты закрыли, в следующем году закроют еще две. А это - пять тысяч безработных. И новый завод поможет трудоустроить людей, особенно - женщин.
Кроме того, на базе животноводческого комплекса "Ваганово" кузбасский агрохолдинг совместно с белорусским предприятием "ЖодиноАгроПлемЭлита" создаст племенной центр по выращиванию телок высокопродуктивной голштино-фризской породы с отличным генетическим потенциалом. От одной коровы здесь рассчитывают получать в год до двенадцати тысяч килограммов молока (средние надои по области - четыре тысячи килограммов). А первый шаг к кузбасско-белорусскому сотрудничеству в сфере АПК уже сделан. На днях в Кемерове открылся супермаркет, который будет торговать продуктами кузбасского и белорусского производства - от мясных и молочных до кондитерских изделий.
Справка "РГ"
Первое соглашение об основных принципах торгово-экономического сотрудничества между Кузбассом и Республикой Беларусь было подписано в 1998 году, во время визита в Кемеровскую область официальной делегации во главе с президентом Александром Лукашенко. За прошедшие пятнадцать лет внешнеторговый товарооборот между сторонами соглашения вырос в семь раз и сейчас превышает 580 миллионов долларов. Кузбасс завозит белорусские тракторы, шины, холодильники, стиральные машины, пищевые продукты, одежду, мебель и другие товары, а в Беларусь поставляет уголь, алюминий, черные металлы, удобрения и продовольствие.