Новости

06.12.2013 00:51
Рубрика: Власть

Целость ради сохранности

Думская фракция КПРФ и группа депутатов от "Единой России" предлагают наказывать за призывы к нарушению территориальной целостности.

В частности, коммунистами внесен законопроект, содержащий поправки в УК РФ и Кодекс об административных правонарушениях. Согласно этим поправкам, "публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ", должны наказываться штрафом до 300 тысяч рублей, либо обязательными работами до 300 часов, либо лишением свободы до трех лет. А за оправдание таких действий следует штрафовать: граждан - на 30-60 тысяч рублей, должностных лиц - на 50-100 тысяч, организации - на 100-300 тысяч.

Но серьезных призывов к отделению от России вроде бы ниоткуда не слышно. По данным свежего опроса, проведенного "Левада-центром", сепаратистские настроения имеются лишь у 8-9 процентов российских граждан. Саму проблему считают в той или иной степени "существенной" 74 процента респондентов, "очень существенной" - 11 процентов. Это, по мнению социологов, вовсе не говорит об актуальности этой проблемы. Называя ее существенной, граждане лишь выражают мнение, что сепаратизм - это плохо. К тому, чтобы какие-то регионы отделились от России, "целиком положительно" относятся 2 процента опрошенных, "скорее положительно" - 7 процентов. Некоторую тягу к сепаратизму обнаруживают граждане только двух федеральных округов - Сибирского (22 процента) и Дальневосточного (16 процентов).

Историю непростых, а нередко и болезненных отношений между центром и российской провинцией принято вести от "парада суверенитетов", от ельцинского "берите столько, сколько сможете проглотить". "Парад" был такой, что дело едва не кончилось распадом страны. Придя к власти, Путин провозгласил укрепление государственности. Сказал, что в регионах напринимали тысячи законов, не все из которых соответствуют российской Конституции, и что такой разнобой ставит под угрозу целостность России.

Попросту говоря, Москва потребовала вернуть суверенитет обратно. Ей потребовалось приложить немало усилий, чтобы республики, обладающие особым статусом (например, Татария и Башкирия) встали в общий строй. Но попутно выяснилось, что экспроприация власти у региональных правителей имеет и свои минусы, что теперь, хочешь не хочешь, центр должен отвечать за все, что происходит в провинции. Выяснилось и самое главное: эффективно управлять регионами из Москвы очень трудно. Приходится это делать вручную - то ослабляя административную узду, то натягивая, то опять ослабляя.

Сосредоточенность СМИ только на новостях из столицы - это психологическая подготовка населения регионов к бегству от центра

Дело в том, что региональный сепаратизм обусловлен экономической географией, особым положением тех или иных субъектов Федерации. Этот сепаратизм уходит корнями в российскую почву. В самом буквальном смысле: регионы, обладающие большими сырьевыми запасами, требуют для себя особых прав, пытаются диктовать центру свою волю. "Пресечение сепаратизма", "укрепление федерации"... Все это имеет явственную экономическую подоплеку. Под флагом борьбы с сепаратизмом происходит столкновение денежных интересов верховной власти с денежными интересами власти региональной. А политические преференции, предоставляемые Москвой регионам, сами по себе не столь уж много значат. Борис Ельцин, к примеру, на них не скупился. Но суверенитету, дарованному им Якутии, была бы грош цена, если бы 20 процентов добываемых алмазов не оставались в республике. Теперь - иное. Контроль над якутскими алмазами Москве не менее, а может, и более важен, чем политическая лояльность этой республики.

Ельцинский лозунг "Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить" нынешней властью отредактирован. И теперь звучит так: "Делиться надо". Времена изменились. Ушло в прошлое понимание региона как вотчины, где всему хозяин - местный князь. На смену явился регион, понимаемый как поместье. Помещик (верховная власть) ставит на хозяйство своего управляющего (губернатора, президента республики). Ну а затем - как было испокон заведено. Управляющий старается, чтобы поместье приносило доход. Помещик следит, чтобы этот доход не утаивался. Но самое главное в региональной политике, проводимой верховной властью, - разное отношение к разным регионам. Эта политика предполагает и частичное перераспределение ресурсов между территориями, и поддержку "нуждающихся", и реанимацию "депрессивных".

Если есть некий сеятель семян, из которых может прорасти сепаратизм, так это наша пресса. Разъединяющий посев она производит не тем, что призывает "перестать кормить Кавказ" или "предоставить автономию Приморскому краю", а тем, что вся зациклена на новостях из Москвы. Жизнь российской провинции на телеэкране и в печатных строках либо напрочь отсутствует, либо представлена однобоко, уродливо, с налетом столичного снобизма. Судя по тому, какие события попадают в информационные выпуски федеральных телеканалов, в ежедневные газеты, издающиеся в Москве, и по тому, какие герои выходят в них на первый план, вся "центральная" пресса - это сплошные новости столицы. Причем и столичная жизнь чаще всего ограничена тремя адресами: Кремль, правительство, Госдума. А главные герои - президент, министры, депутаты и неисчислимая армия чиновников. Их каждодневное бытие предлагается вниманию жителей Хабаровска, Вологды, Махачкалы... Если же попадает в эфир, на газетную полосу редкая весть из провинции, то с губернаторского этажа, не ниже. И опять в одном лишь ракурсе - московском.

Сосредоточенность СМИ только на новостях из столицы - это, конечно, не призывы к сепаратизму, за которые теперь предлагается строго наказывать. Но это психологическая подготовка населения регионов к бегству от центра. Если Москва не знает, что творится в Воронеже, а Воронеж не ведает, чем живет Новосибирск, происходит распад единого информационного пространства. По воздействию на массовое сознание это чувствительней, чем давно подавленные Москвой сепаратистские устремления региональных баронов.

Власть Позиция Колонка Валерия Выжутовича
Добавьте RG.RU 
в избранные источники