"Объем недопоступления доходов федерального бюджета относительно показателей, учтенных в федеральном бюджете на 2014-2016 годы, в 2014 году может составить около 338 миллиардов рублей, а в 2015 и 2016 годах - 562 и 792 миллиарда рублей соответственно", - отмечается в документе.
По словам министра финансов России Антона Силуанова, все три следующих года будут довольно непростыми для бюджета. "Именно сейчас пришло время, когда нужно принимать решения о сокращении ранее принятых обязательств, чтобы выйти на нормальную траекторию по сбалансированному бюджету в средне- и долгосрочной перспективе", - подчеркнул Силуанов. И дополнительных доходов у госказны в 2014-2016 годах уже не будет. А в случае принятия новых расходов придется "резать" старые, добавил министр.
Впрочем, ужимать расходы за счет обычных людей не планируется. Сокращение трат госказны не должно произойти в части зарплат и социальных расходов. Сокращаться бюджет будет, скорее всего, за счет расходов на строительство и тех проектов, где он участвует на условиях софинансирования.
Может быть пересмотрена и концепция создания экономических зон.
В любом случае в среднесрочной перспективе стоит ожидать снижения доходов всей бюджетной системы. По оценке составителей бюджетной стратегии, приток денег в казну упадет с 19,1 процента ВВП в 2013 году до 15,1 процента ВВП в 2030-м. Правда, уровень дефицита бюджета будет сокращаться. Если в ближайшие годы еще можно будет говорить о превышении расходов над доходами в 1 процент ВВП, то в период с 2017 по 2030 годы дефицит будет колебаться на уровне 0-0,3 процента.
Могут начать и пересмотр госпрограмм. Но не всех разом. По словам Силуанова, по максимуму должно идти финансирование госпрограммы по развитию сельского хозяйства. "А по некоторым программам придется уточнять и сокращать. Пока не могу сказать какие, потому что такую работу правительство будет делать до февраля", - добавил министр.
На данный отрезок времени нехватка ресурсов госказны для обеспечения госпрограмм и непрограммных направлений в 2017-2020 годах находится на уровне в 5,562 триллиона рублей. Кроме того, новые госпрограммы теперь могут начать принимать только с учетом сокращения финансирования старых.
Еще один насущный вопрос на перспективу - откуда брать деньги для наполнения федерального бюджета. По оценке минфина, если не менять налоговую нагрузку в долгосрочной перспективе, то доходы государства неизбежно будут сокращаться. В стратегии до 2030 года говорится, что целесообразно было бы рассмотреть вопрос о повышении налоговой нагрузки на сырьевой сектор экономики, при в целом стабильном уровне налоговой нагрузки на прочие сектора экономики, а также обеспечении роста неналоговых доходов. Налоги в несырьевом секторе пока повышать не планируется.
А в тяжелых случаях вроде неисполнения прогнозов по росту экономики или планов приватизации, к работе по исполнению расходов бюджета придется привлекать и Резервный фонд. В 2017-2020 годах его объем прогнозируется в размере 4,6 процента, 5,1 процента, 5,8 и 6,2 процента ВВП соответственно. К расчетной величине в 7 процентов ВВП Резервный фонд выйдет только к 2022 году, а не к 2019 году, как планировалось ранее. Вопрос в том, как долго его хватит. При резком снижении нефтегазовых доходов (в случае падения цен на "черное золото") сокращение расходов бюджета может потребоваться уже на второй год, говорится в бюджетной стратегии.
Кроме того, с 2018 года доходы федеральной казны от приватизации госсобственности перестанут быть источником для финансирования дефицита бюджета. При сохранении учтенных в прогнозе поступлений от приватизации и иных источников финансирования дефицита государственный долг РФ к 2030 году может приблизиться к пороговому значению даже в условиях устойчивого роста ВВП и высоких (растущих) цен на нефть, отмечается в стратегии. Госдолг России к 2030 году может достичь 18,2 процента ВВП.
Добавим, что бюджетная стратегия до 2030 года рассчитывалась Минфином по консервативному варианту долгосрочного прогноза по экономике. Согласно ему, следующие 17 лет ВВП России будет расти в среднем на 2,5 процента в год, увеличившись к 2030 году в 1,6 раза. Реальные доходы населения, согласно прогнозу, за 17 лет вырастут в 1,7 раза.